20.04.2006 01:00
    Поделиться

    Как обыкновенная сельская школа стала элитной

    В Марковскую сельскую школу автобус возит детей не из окрестных деревень, а из… города Покрова. И желающих среди городских родителей отправить своих детей «на село» с каждым годом все больше – деревенское учебное заведение дает такой уровень образования и развития личности, которой позавидуют многие элитные столичные гимназии.

    Культурное «насилие»

    В 1939 году, когда сельская школа открылась, в ней было 350 учащихся. В 1984 году, когда нынешний директор школы Юрий Карпунин пришел сюда преподавать физику и математику, – 18, а в конце девяностых годов, когда стал директором, осталось всего 5!

    – Решили: или школа должна стать привлекательной для учеников, учителей и родителей, или надо искать себе другую работу, – раскрывает директор свою тактику. – Численного роста за счет окружающих деревень быть не могло. Вокруг – одни дачники. Значит, нужно привлекать детей из города, то есть стать конкурентоспособными городским школам.

    Так родилась концепция «Содружества». Школа – это продолжение семьи, и дети ежеминутно должны ощущать себя здесь комфортно. В «Содружестве» начали работать творческие мастерские: вокала, хореографии, изобразительного искусства, ателье по пошиву костюмов, занятия в которых стали обязательными для учеников с первого класса.
    А вскоре был принят моральный кодекс «Содружества», абсолютно запрещающий употребление жевательной резинки, курение, драки и нецензурные слова. Причем не только в стенах школы.

    – Не насилие ли это? – спрашиваю у директора.

    – Без усилий впитывается только плохое, – уверен он. – Культура прививается только через насилие.
    Плоды марковского культурного «насилия» в свое время восхитили выпускника филологического факультета МГУ, музыканта и художника Александра Костикова. Заглянул сюда настроить пианино и остался преподавать изобразительное искусство и музыкальную литературу.

    Культурное «насилие» не вызвало отторжения и у родителей. За прошедшие 15 лет количество учащихся в сельской школе выросло: сейчас здесь учатся 107 детей, и 95 из них – городские. И, чтобы перевезти всех желающих из города в деревню, одного муниципального автобуса уже мало. Пустили дополнительный, за счет мам и пап. Но транспортная плата не останавливает.

    Парле ву франсэ?

    – Терпеть не могу, когда заявляют, что сельская школа не может дать образования. Почему сельская – обязательно плохая? – буквально негодует завуч Нина Фомина.

    Она пришла в марковскую школу после окончания французского отделения иняза владимирского пединститута. Через десять лет работы в этой школе стала «Учителем года» Владимирской области, а в 2002 году – заслуженным учителем России.

    Французский тут учат по особой, своей программе. А она включает в себя два школьных театра – кукольный и актера.

    – У нас лозунг: «Мы обучаем не французскому языку, а Французскому языку», – говорит Нина Николаевна. О результатах методики говорит то, что дважды маленькая сельская школа на равных с известными школами  Москвы, Санкт-Петербурга и других городов страны принимала участие в крупных научно-практических конференциях по проблемам изучения иностранного языка. Атташе посольства Франции в России Дидье Парис пригласил Нину Фомину на Всероссийский конгресс школ с углубленным изучением французского языка. А услышав ее доклад, захотел лично познакомиться с Марковской средней школой и оказать ей методическую помощь.

    Средней она стала только три года назад. И из трех выпусков 20 процентов поступили в вузы по языковому профилю. Сельские девятиклассники владеют иностранным на уровне студентов иняза первого курса, признают маститые преподаватели школ и вузов, побывавшие во владимирской глубинке.

    А вот в самой Франции ни учитель, ни ученики ни разу не были. Поступало предложение поучаствовать в проекте обмена лицеистами. Но, взвесив свои материальные возможности, они отказались.

    Танцуют все

    – Очень люблю Льва Толстого, и всегда хотелось побывать на балу, испытать чувство волнения, – рассказывает завуч Анна Карпунина. – Одно время у нас преподавал биологию руководитель Воронцовского дворянского общества Владимир Алексеев. Как-то он привез в гости в Марково Надежду Дмитриеву, которая возглавляет департамент культуры Российского дворянского собрания. Разговорились, и Надежда Владимировна сказала, что они устраивают в собрании балы. Показала нам некоторые танцы. И мы буквально загорелись. Вместе с учениками, а тогда их было у нас всего 35, до 8 часов вечера разучивали польку, гранд марш, менуэт, полонез, мазурку, вальс, кадриль, вальс-мазурку, котильон.

    Обычный школьный холл на первом этаже превратили в бальный зал. Стены украсили лепниной. Родители подарили картины и зеркала. Директор сложил первый в своей жизни камин.

    Деревенского мальчика, которому приходится и дрова колоть, и за скотиной ходить, трудно представить старательно тянущим носок в танце. Но неловкость и стеснение оказались краткосрочными моментами. Все победили восторг единения и красота. Марковцы дали уже более 20 балов. И не только у себя в школе, но и в различных культурных центрах Владимирской и Московской областей. И ни один не повторял друг друга: танцы, серьезная классическая музыка, романсы, спектакли на французском и русском языках, костюмы в стиле ампир, сшитые специально для этого случая в школьной мастерской. На таких балах с удовольствием бывают певцы и музыканты Владимирской филармонии.

    Бедная элита

    В прошлом году в Марковскую среднюю школу поступило намного больше учащихся, чем в ней училось. Значит, авторитет школы растет, а влияние созданной здесь самовоспитывающей и самоорганизующей системы ускоряется, делают вывод специалисты.

    А ведь именно такие школы и заслуживают всяческого поощрения со стороны государства в рамках национального проекта образования. Дополнительный миллион рублей селянам был бы явно не лишним: рамы заменить, потолок перекрыть, условия для занятий физкультурой создать.

    – Гранта не ждете? – интересуюсь у директора.

    – Говорят, для получения гранта в рамках национального проекта у нас слишком слабая материальная база,– отвечает Юрий Александрович.

    Материальные трудности действительно видны невооруженным глазом. Одну лестницу, с выщербленными ступенями и обнажившейся дранкой на потолке, здесь называют в шутку «парадной».  На другой, «непарадной», развешаны классные стенные газеты. Оказывается, они не только украшают стены, но и закрывают наиболее проблемные места. В котельной из двух котлов работает один, но на днях и он сломался. Хорошо, что не зимой.

    Получается, что в свете сегодняшних нормативов Марковскую сельскую школу выгоднее закрыть, чем вкладывать в нее деньги, а детей перевести в городские школы. Но Карпунин продолжает стоять на своем:

    – Идти по пути укрупнения школ – огромная глупость. Максимальный эффект воспитания и образования достигается тогда, когда учитель «достает» до каждого учащегося глазами и сердцем. 12 человек в классе – оптимальное количество. Школа – это не только стены, а люди, в ней работающие, идеи и духовные ценности.

    Поделиться