21.04.2006 02:39
    Поделиться

    Аскар Акаев: Исследую новую стратегию развития бедных стран

    О новом этапе своей жизни рассказывает профессор МГУ, первый президент Киргизии Аскар Акаев

    Российская газета | Аскар Акаевич, последний раз мы беседовали чуть больше года назад, когда вы дали первое после драматических событий интервью нашей газете, которое называлось "Мой последний приказ - не стрелять". Где и как вы прожили этот непростой год?

    Аскар Акаев | В Подмосковье. Я должен начать со слов благодарности руководству России, которое проявило гостеприимство и позволило нам с семьей в нормальных условиях начать новую творческую жизнь. Нас поддержали здесь многочисленные российские друзья.

    РГ | Илья Эренбург писал, что нельзя унести родину на подошвах своих ботинок. Ностальгия эмигранта делает человека сильнее или беспомощнее?

    Акаев | Наверное, то и другое живет в человеке, вынужденном покинуть родину. Речь лишь о пропорциях. Где-то становишься сильнее, где-то чувствуешь слабость. Вы знаете, что мы почти семнадцать лет прожили в Ленинграде, а потом, когда я работал президентом Академии наук Киргизии и президентом республики, поддерживали самые тесные контакты с российскими учеными, - эти реальные духовные, культурные, научные связи имеют очень глубокие корни. Тем не менее, думами, душой мы в родной Киргизии. И ностальгия тоже дает знать.

    РГ | Скажите, после вашей отставки продолжаются ли сейчас научные контакты?

    Акаев | Конечно. Контакты в сфере науки подчиняются каким-то своим особым законам. Я знаю, что связи российской и киргизской науки динамично развиваются. Например, недавно российская делегация в главе с Николаем Павловичем Лаверовым, вице-президентом РАН, побывала в Кыргызстане. Находясь в Москве, я стараюсь способствовать этим связям.

    РГ | Что греха таить, часто непросто складывается судьба отставных президентов. Кто уходит на пенсию, кто создает фонд имени себя... Вы же пошли в Москве работать. Расскажите, пожалуйста, кем вы сейчас работаете, чем занимаетесь?

    Акаев | Счастлив и рад, что попал в свою родную стихию. Московское академическое, университетское сообщество приняло меня очень тепло. С сентября прошлого года работаю в должности главного научного сотрудника в Институте математических исследований сложных систем имени Пригожина. Институт возглавляет ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий, выдающийся математик современности, замечательный организатор университетского образования в России.

    РГ | А вы, как профессор МГУ, лекции читаете? Или занимаетесь только исследовательской работой?

    Акаев | Пока целиком занимаюсь исследовательской работой. Но в перспективе у меня есть планы преподавания. Да и с лекциями и научными докладами уже выступал. Для начала я все-таки хочу восстановить свой научный потенциал. В мае в журнале "Доклады Академии наук" выходит моя работа "Анализ экономических циклов с помощью математической модели марковских случайных процессов", а в журнале "Экономика и математические методы" - статья "Модель сбалансированного экономического роста для устойчивого сокращения бедности". В академическом мире важно доказать, что ты еще можешь вести научную работу, получать научные результаты, а не только заниматься преподаванием.

    РГ | Наверное, не так много в мире президентов, которые сами пишут книги. Вы были одним из этих немногих. Вы продолжаете писать?

    Акаев | Конечно, это часть моей профессии. Первым делом подготовил ряд научных статей. Сейчас пишу книгу, которая посвящена проблемам экономического развития бедных стран.

    РГ | Это не продолжение вашей большой работы "Экономика переходного периода глазами физика"?

    Акаев | Да. Когда я работал президентом республики, я много размышлял о путях преодоления бедности. Многие страны так и не смогли это сделать, попадая в ловушку нищеты, оттуда очень трудно выбраться. Кыргызстан тоже относится к числу бедных стран, у которого нет конвертируемых природных ресурсов, географическое положение затрудняет выход на мировые транспортные артерии. У меня было много идей по этому поводу, теперь я активно работаю над книгой, где исследую новую стратегию устойчивого развития бедных стран.

    РГ | Что вы думаете по поводу утверждения, что бедность и демократия несовместимы?

    Акаев | Я считаю, что бедность не способствует углублению демократических институтов, это бесспорно. Но, тем не менее, убежден, что бедность не является тормозом для развития демократии. Я пишу в своей книге о том, что только при твердом демократическом курсе правительств бедные страны могут встать на путь прогресса и процветания. Я считаю, что самое главное, конечно, образование и культура. А Кыргызстан хоть и бедная страна, но в ХХ веке у нас была достигнута 100-процентная грамотность, за что мы должны быть благодарны Советскому Союзу и России.

    РГ | Аскар Акаевич, а чем занимаются в России ваша жена профессор Майрам Акаева, ваши дети?

    Акаев | Мы все практически учимся. Майрам всегда интересовалась искусством, сейчас она с воодушевлением посещает курс по истории искусств при Третьяковской галерее. И, конечно же, работает над второй книгой "Звезды науки", которая будет посвящена великим мыслителям Востока. Например, все знают поэта Омара Хайяма, но то, что он был универсальным ученым, великим математиком и философом, знают немногие.

    РГ | В печати только что появилось сообщение, что ваша дочь Бермет написала книгу.

    Акаев | Да. Книга практически вчера вышла в издательстве "Международные отношения". Как известно, Бермет была избрана депутатом парламента, но потом ее лишили мандата. Она написала книгу о событиях 24 марта 2005 года и их последствиях для Кыргызстана и региона Центральной Азии под названием "Цветы зла". Она также планирует завершить диссертацию, которую начала несколько лет назад. Айдар, не теряя времени, тоже занимается самообразованием. Его супруга Сайкал посещает уроки живописи. Так что вся семья занята учебой. Я всегда восхищаюсь мудрости русского народа, сформулированной в пословице: век живи - век учись.

    РГ | А как сложилась судьба ваших соратников, знаю, что многие вынуждены были переехать в Казахстан, в Россию. Они устроились на работу?

    Акаев | Да, поскольку это были кадры новой формации. Они выросли в условиях рыночной экономики, все владеют иностранными языками. У них не было проблем с работой. Например, наш министр финансов работает одним из старших менеджеров в Газпроме. Его первый заместитель работает в Индии, тоже в одной крупной компании. Многие наши послы остались в странах пребывания, например, посол в США сейчас работает профессором в университете штата Юта. Так что все они востребованы как высокопрофессиональные люди. Из страны, к сожалению, уехали тысячи таких кадров, которые работали на становление Кыргызского государства. Например, одно время наш министр Абилдаев был признан лучшим министром финансов развивающихся стран. Жалко, конечно, что они не могут служить своему родному государству.

    Поделиться