21.04.2006 04:00
    Поделиться

    Михаил Фрадков: Все знают, как мы деньги закапываем

    Ведь за прошедшие несколько месяцев выяснилось, что одними только деньгами, даже немалыми, провести, по сути, реформы в четырех экономических сферах очень сложно. Хотя Медведев пытается побороть не только чиновников и бюрократов, но и коррупционеров, чтобы выполнить президентский проект.

    Вчера на заседании правительства, где рассматривалась транспортная стратегия страны до 2010 года, глава профильного ведомства Игорь Левитин предложил увязать вопрос строительства дорог к населенным пунктам, не имеющим постоянного сообщения, с реализацией приоритетных национальных проектов. "По сути, у нас 50 тыс. населенных пунктов по полгода находятся без дорожной сети, обеспечивающей сообщение", - заметил министр транспорта.

    То есть, как считает Левитин, необходимо направлять средства на обеспечение доступного здравоохранения, школьного образования и жилья в этих регионах в первую очередь путем строительства дорог в такие населенные пункты. "Давайте вместе пересмотрим политику обеспечения этих населенных пунктов", - по-простому призывал Левитин. И, как всегда, жаловался на нехватку финансов, из-за чего ежегодно из 50 тысяч таких населенных пунктов удается обеспечивать связью только 300.

    Премьер к просьбам министра отнесся трепетно, но попытался остудить его финансовый пыл, неожиданно публично напомнив Левитину, что "все знают, как мы деньги закапываем". По сути, глава кабинета министров, конечно же, в первую очередь, имел в виду огромные расходы при дорожном строительстве. И переубедить его Левитин уже не смог, несмотря на то, что рисовал страшные картины действительности. Во-первых, по его словам, страшное уже наступило: доля и без того не идеальных, но все же соответствующих нормативным требованиям дорог уменьшилась до 37 процентов. При этом возросло использование дорог, работающих в режиме перегрузки. По его словам, "положение в дорожном хозяйстве самое сложное в транспортной сфере, разрыв между темпами роста автомобилизации и развитием дорожной сети не преодолен". Как надеется министр, "переломить ситуацию и остановить ухудшение можно будет не ранее 2011 года". Но для этого необходим переход на принципы трехлетнего планирования проектных работ, а также создание "специализированных фондов финансирования развития инфраструктуры, которые должны стать одной из мер по реализации госполитики в сфере транспорта". Согласно транспортной стратегии, к 2008 году предполагается реконструировать и модернизировать автомобильные дороги общего пользования в субъектах на протяжении 6 тысяч километров, провести реконструкцию взлетно-посадочных полос в 19 аэропортах.

    На эти страшные картины у Фрадкова был свой ответ: "Состояние транспортной инфраструктуры не должно сдерживать развитие экономики страны". Тем более премьер уверен, что за последние годы правительство "сделало немало и накопило опыт работы по реализации программ развития транспорта в стране. И здесь уж без критики минтранса не обошлось. Фрадков заметил, что "есть ряд узких мест и проблем, которые надо лучше понять - это недостаточное согласование действий минтранса с другими министерствами и ведомствами". А в качестве "пряника" минтрансу все же назвал недостаточное финансирование транспорта по ряду проектов.

    Но министр транспорта так легко не сдался. Не только автомобильные дороги находятся в стране в критическом состоянии, но к 2020 году в России может остаться всего один атомный ледокол, предупредил глава транспортного ведомства, а к 2019 году, по расчетам его ведомства, дизельных ледоколов не будет вообще. Но не будь Левитин человеком из бизнеса, он бы не предложил возможные варианты, такие как строительство новых ледоколов путем государственно-частного партнерства на условиях концессии.

    - Мы можем остаться без ледокольного флота, если ледокол "50 лет Победы" будет строиться такими темпами, - вдруг включился в дискуссию министр обороны Сергей Иванов. Но тут же и припомнил, что минэкономразвития уже три раза выделяло дополнительные средства на завершение строительства, но ледокола по-прежнему нет, и неизвестно, удастся ли в этом году провести испытания. "По этому злосчастному ледоколу мы будем отдельно разбираться с Грефом, почему двенадцатый год мы его строим", - "погрозил кулаком" транспортникам министр обороны. Есть у Иванова и "больное" место - проблема несоответствия средств, закладываемых в бюджете на перевозки военнослужащих, ежегодному росту тарифов. "Ежегодный рост тарифов в 2007 и 2008 годах, предвижу, будет 20% и более, а средства на перевозки военных закладываются на уровне инфляции, и ежегодно возникают такие ножницы", - возмущался Иванов, заметив, что путей решения этой проблемы в стратегии развития транспорта нет.

    - Когда рост тарифов будет соответствовать тому, что закладывают нам в бюджете? - с пристрастием допрашивал главный военный Левитина.

    Но ответа он так и не получил. Ведь не мог же Левитин сказать ему: "Никогда".

    Зато министр финансов Алексей Кудрин решил дать очередной отпор нападающим на государственный бюджет. Наполеоновские планы Левитина об обсуждении с регионами вопросов увеличения финансирования главный финансист отмел сразу. При этом подверг сомнению и уже готовые проекты минтранса с регионами на 60 млрд. рублей, заметив, что увеличение финансирования строительства дорог со стороны регионов в 2007 году считает нереалистичным. К тому же вызывает у него сомнения и увеличение финансирования из внебюджетных источников теми темпами, которые предполагает минтранс. "Хочу напомнить, что одной из проблем реализации подобных программ в прошлом являлось нерешение проблемы финансирования за счет внебюджетных источников", - язвительно заметил главный финансист. На реплику же Левитина, что "министр финансов предлагает подумать уже о плане на 2007-2009 годы", ему резко ответил сам премьер.

    - Алексей Леонидович будет это говорить столько времени, сколько вам потребуется, чтобы разобраться с этим вопросом. И он прав, он - министр финансов, он последние деньги будет держать у себя, - не удержался Фрадков. - Деньги - деньгами, но не забывайте о мозгах и контроле, все мы знаем, как деньги закапывают везде, и здесь, наверное, - в первую очередь".

    Как известный автолюбитель не смог промолчать и министр природных ресурсов Юрий Трутнев, заметивший, что основная часть средств сейчас тратится на текущее содержание дорог, которое состоит из двух частей - текущего ремонта, связанного с "отвратительным качеством дорог", а также очистки дорог от снега. По мнению Трутнева, старые дороги нужно не ремонтировать, а реконструировать. "Бессмысленно тратить деньги на содержание плохих дорог, их строили много лет назад по другим технологиям", - заметил он. Что же касается очистки дорог от снега, то, по словам Трутнева, "более непрозрачной части расходов в российском бюджете еще надо поискать". "Мы все прекрасно знаем, что нет ничего проще, чем списать деньги на очистку дорог от снега".

    - На реконструкцию тоже деньги нужны, и немалые, - даже обиделся за транспортников премьер-министр, выслушав замечания Трутнева.

    - Вне всякого сомнения, но нужна еще переориентация приоритетов, - ответил глава минприроды, добавив, что стагнация в дорожном строительстве - один из наиболее болезненных факторов для всего населения страны. "После зарплат и пенсий ничего, наверное, так болезненно не воспринимается, как невозможность переехать из одной области в другую. Не зря у нас наиболее известные поговорки связаны с дорогами", - подколол министр.

    Поделиться