21.04.2006 02:30
    Поделиться

    Регионам выделили квоты на приглашение иностранной рабсилы

    Это традиционный документ, который выпускается ежегодно после того, как правительство определит общую для страны квоту на приглашение иностранных работников. Система квотирования иностранной рабочей силы у нас введена в 2002 году. В идеале размер квоты определяется исходя из потребностей российского рынка труда в целом и по регионам. Наибольшее количество приглашений предоставляется тем регионам, где идет активный экономический рост (крупное промышленное строительство, освоение новых месторождений полезных ископаемых и т. п.), и соответственно, требуется много рабочих рук. Правда, помимо потребностей, учитывается еще одно обстоятельство: приглашающая сторона должна обеспечить

    гастарбайтеров не только работой и достойной зарплатой, но и нормальными социально-бытовыми условиями. Если, например, нет общежития для запрашиваемого количества рабочих, то и квота будет не по потребностям, а по возможностям.

    Принципиальное отличие нынешнего года в том, что очень существенно выросла общероссийская квота: если в прошлые годы она составляла 213-214 тысяч приглашений, то в этом году - 329 300. Распределена она, как и в прежние годы, крайне неравномерно. Традиционно больше всех требуется рабочих рук столице: ей разрешено принять 100 тысяч гастарбайтеров. Среди наиболее динамично развивающихся регионов - Московская и Читинская области, Приморский и Хабаровский края, где квота составляет от 14 тысяч до почти 17 тысяч приглашений. Даже в пределах одного федерального округа картина может разительно отличаться. Например, Чукотский и Корякский автономные округа: первый готов принять на работу почти 2 600 человек, второй - ноль. Татарстан ожидает 7 тысяч гастарбайтеров, Чувашия - всего 12 человек.

    Квота - своего рода индекс экономического развития (или стагнации) региона. Тем не менее это не всегда так однозначно. Во-первых, нужно сказать, что квотирование предусмотрено для трудящихся, прибывающих из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые имеют с Россией визовый режим въезда. Напомним, что из стран СНГ визовый режим у нас остается с Грузией и Туркменией. Основной же поток иностранной рабочей силы к нам идет из "безвизовых" стран - Таджикистана, Молдавии, Украины. И этот поток как минимум на порядок больше официальной квоты. Плюс еще несколько миллионов нелегалов, которые, заметим, все или почти все находят в России работу.

    Многие специалисты в области трудовых ресурсов давно говорят о том, что квотирование в нынешнем виде - дело совершенно бессмысленное. Как определяется квота? Работодатели подают заявки в субъекты Федерации за год. И когда эта квота утверждается, уже изменились экономические реалии и работодателю, подавшему заявку, рабочие руки могут быть уже не нужны. Но к этому времени может появиться другой работодатель и сказать: мне нужно разрешение на приглашение иностранной рабочей силы. То есть к реальной жизни эти квоты имеют лишь некоторое отношение.

    Это не значит, что мы должны открыть настежь двери для всех иностранцев, желающих у нас работать. По мнению экспертов рынка труда, должна оставаться возможность квотирования в некоторых случаях - как реакция на те или иные экономические или политические ситуации. Такая возможность есть у правительства любой цивилизованной страны. Например, нужно закрыть рынок по какой-то профессии - тогда на эту профессию будет вводиться квота. Или нужно будет закрыть какой-то регион, чтобы не допустить перегрев рынка труда. Такое нередко бывает необходимо. Поэтому у правительства должна быть возможность и инструмент, чтобы это сделать.

    В прошлом году (и "РГ" об этом писала) Федеральная служба по труду и занятости вышла с предложением внести поправки в закон о правовом положении иностранных граждан и об отмене такой квоты. Как будто бы оно было поддержано всеми профильными министерствами, однако по сей день квотирование продолжается.

    Поделиться