На юбилей "Голоса" нас позвал коллега - фотокорреспондент "Российской газеты" Сергей Куксин.
В честь дня рождения там давали "Пьяную вишню в шоколаде", любимый спектакль коллектива. Программка гласила: "Истории, которые мы хотим рассказать вам, произошли не очень давно, и люди, о которых идет речь, вероятно, живы и здоровы. Может быть, Вы даже встречаете их где-нибудь в обществе или на улице, или в театре и спокойно проходите мимо, не чувствуя в них героев порою кровавых драм".
... Ну, драмы, так драмы. Идем на спектакль - и товарища поддержать, и к искусству прикоснуться. Тем более что авторы всеми уважаемы - Тэффи, Аверченко и Чехов. Хорошая компания для субботнего вечера. Как оказалось, просто замечательная.
На сцене стол, несколько стульев в стиле "ретро", вешалка с женской шляпкой. Уютно, по-домашнему. Аскетичность, возведенная в стиль, как скажет позже руководитель коллектива...
Полтора часа любви, ревности, измен и глупостей, помноженных на ироничный взгляд авторов и энтузиазм актеров. Рыдает демоничный ревнивец Петухов, прелестная Оленька борется за жизнь со своим воротничком, страдает от мужчин пышная ремингтонистка Ниночка. Все это так далеко и так близко и понятно. Правда жизни - сто лет назад, как сегодня.
Вот странно - вроде бы и декорации немудреные. И спецэффектов никаких. И костюмы небогатые. Но спектакль держит зрителя, заставляя смеяться и сопереживать героям. Это он и есть тот самый эффект настоящего театра - когда все взаправду, для публики, на сцене. Без монтажа и дублей. И с музыкой. Актеры исполняют свои песни под гитару и фортепиано в тихой "домашней" манере. Это придает спектаклю тот самый неуловимый флер шестидесятых - "физики и лирики".
режиссер |
"ГОЛОС" - это любительский театр. От слова "любить", подчеркивает режиссер Татьяна Лисицкая.
- Любить искусство. Любить и радовать зрителей. Любить прекрасную русскую и зарубежную литературу. Любить друг друга и заботиться друг о друге. Любить построенную своими руками сцену и маленький уютный зал. Любить как свой родной дом. "Сволочей" среди нас нет. Принципиально мы ставим спектакли по первоклассной литературе, которая должна развивать человека как личность. После соприкосновения с ней люди со спектаклей уходят счастливыми. Это как лекарство.
Отчасти поэтому мы стремимся делать спектакли не по драматическим произведениям, а на основе классической прозы и поэзии. Чтобы зрители слышали со сцены русскую речь. Как-то Никита Михалков говорил, что если бы он снял фильм по "Солнечному удару" Бунина, то сделал дело своей жизни. У нас "Солнечный удар" есть в репертуаре. И зрители уходя, говорят: "Спасибо за солнечный удар".
...Татьяна Лисицкая руководит "Голосом" все 25 лет. Она не просто режиссер студенческого театра - она заслуженный работник культуры России. Сам театр, кстати, пятнадцать лет назад стал "народным коллективом". В труппе театра - студенты, аспиранты и выпускники "Бауманки". Для многих он стоит на втором месте после семьи. Для некоторых - на первом.
- В нашем театре актеры получают удовольствие. В отличие от профессионалов они не трагические фигуры, а вполне благополучные люди. Им всем от 18 до 40 лет. В труппе есть и директора банков, и владельцы стоматологической клиники. За 25 лет мы поставили 27 спектаклей. Появились дети - стали ставить сказки. Актеры дружат семьями, их дети тоже дружат. Для многих театр - единственная отдушина в сумасшедшей повседневности.
В ближайших планах Лисицкой - замахнуться на мировую классику и сделать спектакли по рассказам О,Генри, новеллам Моэма и Саган.
Лисицкая говорит, что ей можно позавидовать - вокруг нее собрались счастливые люди. И больные - театром. Как говорил ехидный Аверченко: "Между корью и сценой существует огромное сходство: тем и другим хоть раз в жизни нужно переболеть... люди с хрупкими организмами заболевают прочно и навсегда".
Татьяна Хорошилова