Вчера депутаты Госдумы приняли во втором чтении два законопроекта, дополнив список особых экономических зон в нашей стране туристско-рекреационными. Законопроекты определяют порядок создания, функционирования и прекращения существования таких зон. Как заявил, выступая с думской трибуны, министр экономического развития и торговли Герман Греф, который пришел на Охотный Ряд, чтобы донести до депутатов позицию правительства по поправкам, которые предложены ко второму чтению документа, создание туристско-рекреационных ОЭЗ - "для нашей страны с точки зрения ухода от сырьевой зависимости - это крайне важная задача". "Не существует ни одной отрасли экономики или сферы услуг, - заметил Греф, - которая бы создавала такое количество дополнительных рабочих мест. Кроме того, создание туристско-рекреационных зон, по словам Грефа, поможет эффективнее управлять территорией по "так называемому принципу "единого окна". "На сегодняшний день, - сказал Греф, - у нас огромное количество земель не может нормально управляться, в первую очередь это касается таких территорий, как Сочи, Туапсе, Геленджик", поскольку огромное количество ведомств сегодня владеют этими территориями. И фактически 50-метровая полоса, прилегающая к морю, - это федеральная собственность, дальше все сегментировано по соответствующим землевладельцам. В Краснодарском крае и предполагается создать одну из первых туристско-рекреационных ОЭЗ. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, один из инициаторов проекта, напомнил депутатам, что "ничего теплее Кубани в России нет". И эта земля принадлежит не только пяти миллионам кубанцев, но и всей России - в прошлом году Кубань приняла 10 миллионов человек.
Кубанский проект будет стоить более четырех миллиардов долларов. Придется переносить железную дорогу, которая сейчас проходит по побережью. А ее предполагается проложить в горной местности, надо построить несколько туннелей и мостов.
Рекреационные зоны будут созданы на Байкале и, возможно, в Приморье, на Сахалине, Камчатке, Алтае. Депутаты выразили сомнение, будет ли привлекателен Байкал для туристов, если неподалеку от озера пройдет нефтяная труба. Однако Герман Греф заверил их, что прибайкальской природе труба ничем не грозит. А альтернативы предложенному маршруту строительства нефтепровода нет. Сейчас по тем местам проходит железная дорога, по которой перевозится в год до 15 миллионов тонн нефти. При этом риск опасности этой дороги составляет десять в минус четвертой степени, а трубопровод понизит риск на три порядка, до десяти в минус седьмой степени. Герман Греф рассказал депутатам о том, как будут расходоваться средства Инвестиционного фонда. В бюджете-2006 предусмотрено 69,7 миллиарда рублей на важнейшие проекты. Однако, как признался министр, эти средства вряд ли будут освоены.