24.04.2006 03:00
    Поделиться

    Малому бизнесу есть что терять

    Его стоит поддержать хотя бы за это

    Больше половины города! И, тем не менее, столичные власти все время пытаются привлечь внимание центра именно к ней. Чем это объясняется и каких перспектив добиваются они для малых бизнесменов? Об этом - разговор корреспондента "РГ" с руководителем департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаилом Вышегородцевым.

    Российская газета: Михаил Михайлович! Малым предпринимателям столицы завидует вся страна: говорят, Москва - островок благополучия для тех, кто решил здесь создать свое дело...

    Михаил Вышегородцев: Это и в самом деле так. В Москве действует городская целевая программа поддержки малого предпринимательства. Даже когда 122-й закон серьезно выхолостил федеральное законодательство и лишил малых бизнесменов всех льгот и преференций, столица их сохранила. Помещения малые предприниматели здесь арендуют с 50-процентной скидкой, а работающие в сфере бытовых услуг - даже с 70-процентной. Имеются также льготы при продлении и переоформлении договоров аренды земли.

    РГ: Так чего еще добивается правительство Москвы от федеральных органов?

    Вышегородцев: Мы не можем жить по принципу: раз в Москве хорошо, то кругом - хоть трава не расти. Ведь любое наше производство связано прочными нитями - торговыми, кооперативными связями с предприятиями, разбросанными по всей России. Следовательно, успешность столичного малого бизнеса прямо связана с тем, как развивается предпринимательство в целом по стране. Единые правила игры и равные возможности - вот что нужно всем без исключения малым бизнесменам. Почему мы так активно и поддерживаем идею Юрия Михайловича Лужкова, выступающего за придание малому бизнесу статуса национального проекта.

    РГ: А не много претендентов на роль пятого нацпроекта? Уже звучали предложения посвятить его помощи беспризорникам, газификации села...Теперь вот - малому бизнесу...

    Вышегородцев: Большая часть как действующих национальных проектов - по поддержке образования, здравоохранения и обеспечению доступным жильем - то есть всех, кроме АПК, так и вновь предлагаемых, носит социальный характер. А вот поддержка малого бизнеса, отечественной науки, о которых мэр говорил на последнем заседании совета "Единой России", могут стать мощными проектами, направленными на то, чтобы двигать именно экономику. Причем, не сырьевую, которая качает ресурсы все глубже и глубже, а действительно реальный сектор, где, собственно, и формируется тот самый средний класс, который является стабилизатором общества. Ведь если предпринимателю есть что терять, то он и работает по- другому, более прозрачно. Начинает платить налоги, "белую", а не в конвертах зарплату, так как понимает: случись что, взыскания могут быть обращены на собственность. А кому же хочется ее потерять?

    РГ: Чего ждут малые предприниматели, если будет принят в их пользу нацпроект? Денег?

    Вышегородцев: Денег как раз меньше всего. Вообще, малый бизнес во все времена больше отдает, чем берет. Люди, занятые в нем, никогда не стучат касками по Горбатому мосту и не говорят - нам не платят зарплату. Они сами создают себе рабочие места и придумывают способы, как прокормиться и прокормить семью. Тем самым снимая головную боль с администрации об их занятости. От государства же требуется одно - четкая политика в отношении малого предпринимательства, распространяющаяся на все без исключения регионы. Чтобы не было так, как сейчас: в одном регионе понимают его роль и потому всячески поддерживают, а в большинстве сырьевых- регионы, где получают высокие доходы от нефти и газа, до предпринимательства словно и дела нет. И повлиять на эту ситуацию некому. Раньше было министерство РФ, которое генерировало такую политику, потом его сменил комитет по поддержке малого предпринимательства. Теперь на федеральном уровне вообще нет никакой структуры, а она нужна. Иначе скоро страна получит пятнистую карту, по которой можно будет наглядно увидеть, что одни субъекты занимаются малым бизнесом, а в других он никак не может пробиться через корку бюрократизма.

    РГ: Сейчас идет дискуссия, какие предприятия вообще относить к малому бизнесу. Ваша точка зрения?

    Вышегородцев: Это происходит в рамках обсуждения проекта нового федерального закона о поддержке малого предпринимательства. Москва в его разработке принимает самое активное участие, и я очень рад тому, что часть инициатив Москвы попала в окончательный вариант проекта федерального закона. Но есть между столицей и авторами документа и разногласия - как раз по поводу определения субъектов, которые можно отнести к малому предпринимательству. Пока в России малыми предприятиями считаются те, в которых работает до 30 - 50 - 100 человек (в зависимости от вида деятельности). Нормой нового закона предполагается появление микропредприятий - на них должны работать не более 10 человек. Малым же предприятием предлагается назвать то, на котором трудятся от 10 до 50 человек, ну а если работников от 50 человек, то это позиционируется уже как среднее предприятие. Москва возражает против такой градации. С делением, принятым в большинстве европейских стран, эта градация совпадает в отношении только к микропредприятию - на нем тоже везде трудятся до 10 человек. Зато на малом предприятии везде - от 10 до 100, а на среднем - от 100 до 250. Такой подход нам кажется более правильным. До осенней сессии, на утверждение которой планируется вынести этот документ, мы надеемся склонить парламентариев к своей позиции.

    Кто-то, возможно, скажет - ну какая разница - малым или средним назовут твое предприятие. На самом же деле, это очень важный момент, так как касается льгот. В частности, если, например, будет принято деление, уже записанное в проекте закона, то фирмы, работающие в ЖКХ, не попадут в число малых предприятий, так как в каждом из них работают больше 50 дворников, электриков, слесарей и т.д. Значит, они выпадут из системы поддержки малого бизнеса.

    РГ: И когда 1 января 2007 года перед москвичами встанет вопрос выбора управляющей кампании, то, выбирать будет, в общем-то, не из кого?

    Вышегородцев: Я думаю, что ситуация с каждым днем будет меняться в лучшую сторону, но пока в столичном ЖКХ имеется около двух тысяч предприятий, а управляющих компаний - не больше 200. Так что выбор на три тысячи домов и впрямь невелик.

    РГ: Каких именно преференций ждет малый бизнес от государства?

    Вышегородцев: Возможности воспользоваться дешевым кредитом - под 5 - 6 процентов, как за рубежом, а не под 20 - 30, как предлагают сейчас коммерческие банки. Дешевые площади, на которых можно разместить цеха, право для добросовестных арендаторов на их выкуп вне конкурса... Разве это нормально, когда в себестоимости продукции 60 - 70 процентов приходится на стоимость аренды? Это же способно любое предприятие разорить!

    РГ: В Москве выкуп возможен?

    Вышегородцев: Нет, потому что этого не позволяет федеральный закон. Тот самый закон, который должен быть на стороне малых бизнесменов. Например, на Западе оговорены довольно длительные сроки, в течение которых арендодатель не имеет права повышать арендную плату или заключать договор меньше, чем на год. Надо также выстроить законодательную систему устранения или хотя бы уменьшения административных барьеров для развития бизнеса. Взять хотя бы проверки. Если работу своих московских проверяющих организаций мы как-то упорядочили, запретили им проводить проверки чаще, чем раз в два года и то - непременно с разрешения вышестоящего руководства и только после предварительного оповещения, то федеральные организации продолжают в этом плане шиковать, для них наши правила не указ.

    РГ: Чем, по-вашему, это чревато?

    Вышегородцев: Старением малого бизнеса. Увы! Когда я встречаюсь с молодежью, чаще всего звучит не вопрос, как открыть свое дело, а как попасть на госслужбу. И это при том, что с момента зарождения малого бизнеса в нашей стране не прошло и 20 лет - если за точку отсчета брать первый съезд кооператоров. Эта дата будет праздноваться лишь в будущем году.

    РГ: Почему же молодые не проявляют интереса к бизнесу?

    Вышегородцев: Для того, чтобы начать любое дело, нужен первоначальный капитал. Кроме того, всегда есть риск, что не получится, и боязнь перед этим. Добавьте сюда высокую конкуренцию, выжить в условиях которой можно лишь, если думать о своем бизнесе и его развитии каждый день, все 24 часа в сутки подряд. Чиновник же думает о работе с 9.00 до 18.00, а в пятницу - вообще до 15.45... Вот почему те, кто решился рискнуть, так нуждаются в поддержке.

    РГ: А кому, собственно, нужно это -чтобы ряды предпринимателей пополнялись?

    Вышегородцев: Государству. Всей стране и ее гражданам. Ведь даже в Москве с ее развитым малым бизнесом "белых пятен" еще очень много.

    РГ: И куда же вы их призываете?

    Вышегородцев: В сферу услуг, например. В инновационный бизнес. В столице много малых инновационных предприятий, имеющих множество хороших наработок. Скоро мы их продемонстрируем на специальной инновационной выставке. Лучшие могут рассчитывать на поддержку из венчурного фонда, созданного Москвой, минэкономразвития вместе с частными предпринимателями. В нем будет 800 миллионов рублей.

    РГ: Существующая в Москве система поддержки способствует росту числа малых предприятий?

    Вышегородцев: Да. Например, в августе прошлого года, когда я только заступил на пост руководителя департамента, в городе было 197 тысяч малых предприятий, а сейчас - уже 202 тысячи. Это прирост, произошедший меньше чем за год. Он ценен не только сам по себе, но еще и тем, что за год в городе прибавляется около 60 тысяч новых рабочих мест. Значит, за три года, на которые рассчитана городская программа, их будет больше на 180 тысяч. Я говорю об этом с большим удовольствием, так как вспоминаю слова идеологов сингапурского чуда в ответ на просьбу раскрыть секрет этого чуда: вкладывайте деньги в образование и малый бизнес. Образование в нашей стране уже стало национальным проектом. Теперь дело - за следующим шагом.

    Поделиться