Брат классика "новой драмы" Вячеслава Дурненкова Михаил Дурненков написал два маленьких сочинения о поиске смысла. В программке (обожаю эти программки "Практики" - эффектные, лощеные, дорогие, всегда содержащие высказывания самих создателей) Дурненков о своих произведениях говорит с подкупающей прямотой: "Я, как Мюнхгаузен, тащу себя из болота постмодернизма за причинно-следственные связи, за простые и важные для меня смыслы".
Простота его "смыслов" и вправду обезоруживает. В тексте "Красная чашка" два полярника из известной кофейной рекламы сидят в соответствующем рекламном интерьере. Режиссер и художник спектакля Ксения Петрухина повесила бумажный задник с встроенным в него окном, в которое на словах "Нового дня глоток" заглядывает белый медведь. Выясняется, что эти два рекламных человечка, повторяя изо дня в день оптимистичные слова про "нового дня глоток", страшно тоскуют по смыслу жизни. Наконец, почти как в старом спектакле Мейерхольда по пьесе Блока "Балаганчик", они разрывают бумажный задник, чтобы "прорваться" к реальности. Но... не находя ее, учатся видеть радость и смысл даже в фиктивности своего рекламного существования.
Детские экзистенциальные страсти, изложенные Михаилом Дурненковым, настолько обезоруживающе наивны, что хочется придать им какой-то затейливый эстетский смысл. Его, разумеется, нет - ведь постмодернизм, которым молодой автор был очарован когда-то, выпотрошил все смыслы и понятия, и поэтому должен быть преодолен.
Но как? Согласная с автором "текстов" (который, видимо, не может избавиться от пережитков постмодернизма и упорно называет свои пьески "текстами"), Ксения Петрухина возвращает миру всю его утраченную простоту: в ее спектакле артисты (уже, говорят, прославившиеся благодаря сериалу "Не родись красивой") заставляют забыть о всяком искусстве и искусности. Впрочем, о реальности с ними тоже забываешь, о всяком правдоподобии и естестве. Вынужденные произносить текст, похожий на какую-то отрыжку, в которой запах абсурда мешается в привкусом Пелевина и экзистенциальной драмы, молодые артисты Артем Семакин, Кирилл Кяро, Никита Емшанов и Дмитрий Сергин беспомощно размахивают руками и стыдливо что-то лепечут, точно в дурной самодеятельности.
Высокий "штиль" и морализм, претензия на новую этику характерны для первых шагов "Практики". В этом мне видится какой-то поразительный по бесцеремонности антикультурный жест. Интересно, как далеко он заведет "Практику" в ее открытии нового мира.