Об этом сообщил директор департамента госполитики в области гражданской авиации, геодезии и картографии минтранса Карл Руппель, выступая на заседании Совета по гражданской авиации министерства.
Открывая первое заседание только что созданного в минтрансе совета, министр Игорь Левитин заметил: "Былая слава российской авиации в последнее время пошатнулась: теперь она перевозит всего 3 процента населения, цены на билеты доходят до 70 тысяч рублей, стоимость пролета до Дальнего Востока стала недоступной для подавляющего числа людей". И дал понять, что минтранс не намерен дальше пускать это дело на самотек. Каким образом? Об этом и рассказал Руппель.
По его словам, Россия намерена идти в русле мировой тенденции, которая заключается в укрупнении компаний и создании глобальных авиационных альянсов. Только таким монстрам под силу и обновление авиапарка, и снижение издержек, и улучшение качества услуг, что оттягивает пассажиров от конкурентов. На сегодняшний день авиапарк трех крупнейших международных альянсов составляет 4800 самолетов, осуществляющих уже более 70 процентов мировых перевозок. Естественно, они и диктуют свои правила на рынке.
Похожую глобальную консолидацию намеревались провести и в России. Начаться она должна была еще в 2004 году и закончиться - к 2010-му. Но этот процесс прервала административная реформа.
Есть и еще проблема, заставившая минтранс вернуться к идее создания национальных перевозчиков: одна из российских авиакомпаний уже вошла в международный альянс, другие тоже начали туда проситься. "Насколько нам известно, - сказал Руппель, - некоторые из них ведут переговоры о своем вступлении. И трудно предположить, как это может отразиться на остальных наших компаниях и на развитии сети в целом, если в такой мировой альянс вольется один из крупнейших российских авиаперевозчиков".
И, наконец, минтранс обеспокоен тем, как обстоят дела с управлением государственными пакетами акций в авиационных акционерных обществах. "Все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда решения принимаются без учета позиции Росавиации, - посетовал Руппель. - К тому же рыночная практика слияния и поглощения редко оправдывает надежды своих инициаторов. Еще реже сделками бывают удовлетворены простые акционеры. Но главное - это недостатки в системе управления авиаперевозками".
Иными словами, минтранс решил навести порядок на ранке перевозок и сейчас рассматривает варианты его госрегулирования. 4 апреля Росимущество в своем письме к минтрансу предложило создать конкурентоспособного на внешнем и внутреннем рынке перевозчика, способного одновременно поддержать отечественного производителя авиационной техники. Для этого надо внести акции либо имущественные комплексы авиакомпаний, находящиеся в федеральной собственности, в уставный капитал одного крупного перевозчика. Второй подход - это создание специальной компании по управлению активами на примере объединенной авиастроительной корпорации. Доля государства в уставном капитале такой компании на первоначальном этапе, по словам Руппеля, должна составить 100 процентов. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. И для выбора лучшего минтранс намерен выслушать мнение авиационного сообщества.
В частности, готовы ли они к увеличению в уставном капитале доли государства", - заметил министр. "К тому же этот вопрос мы будем решать в комплексе с другими, - сказал он, - как при этом будут развиваться маршрутные сети и что будет с компаниями, работающими сейчас на своих привычных сетях. Пока мы еще не знаем, что будет с ценами на билеты и с социально значимыми перевозками. Ведь те, кто получит госпакеты, сразу начнут развивать международную сеть, а что при этом будет с внутренними линиями, мы пока предсказать не можем. Но ясно одно - за счет доходов на международных линиях мы сможем дотировать внутренние социально значимые".