Еще осенью прошлого года, как сообщала "РБГ", упомянутая организация рекомендовала ограничить или приостановить импорт черной икры из Прикаспийского региона СНГ, что, однако, не означало запрета на ее экспорт. Но во второй половине апреля СITES отказался утверждать представленные "прикаспийской четвёркой" СНГ национальные квоты на экспорт осетровых и черной икры на 2006 год, ибо эти страны не предоставили полную и объективную информацию о состоянии популяции осетровых в своих акваториях. "Страны-производители могут продолжать вылов осетровых и производство черной икры только для внутреннего потребления"- таков вердикт упомянутой организации. А Ирану разрешено экспортировать 44,37 тонны черной икры (Тегеран запрашивал минимум 55 тонн).
Решение CITES имеет в принципе рекомендательный характер для 169 стран-членов Конвенции. Но государства предпочитают не спорить с ООН. В такой ситуации Иран становится естественным монополистом в легальном производстве и сбыте икорно-осетровых продуктов: по экспертным оценкам, его доля на мировом рынке таких изделий уже в ближайшие месяцы повысится с нынешних 15 до 25-35 процентов. Доля же стран всего Каспийского региона в общемировом снабжении черной икрой ныне достигает 90 процентов.
В 2005 году объем легального экспорта черной икры из всех 5 стран Каспия составил 105 тонн, но, по данным CITES, почти столько же продукции вывезено нелегально из прикаспийских стран СНГ.
Напомним: в декабре 2005 года США запретили импорт черной икры из бывшего СССР, а в начале января 2006 года CITES запретил экспорт черной икры и другой осетровой продукции из всех прикаспийских государств, потребовав предоставить дополнительную информацию о популяции осетровых и принять жесткие меры, в том числе межгосударственные, для пресечения браконьерства и загрязнения Каспия. По мнению CITES, только Иран выполняет требования этой организации, поэтому ему разрешено экспортировать икорно-осетровые товары. Продолжение же таких поставок из СНГ чревато санкциями по линии ООН или ВТО. CITES рекомендует досконально исследовать импорт черной икры из "некаспийских" стран, ибо это может быть реэкспорт из прикаспийских государств СНГ.
Чтобы "прикаспийской четверке" СНГ снова разрешили экспортировать черную икру, необходимо срочно решать проблемы браконьерства и экологии, в том числе восстанавливать популяцию осетровых. По аналитическим оценкам, запрет на легальный экспорт черной икры до конца 2006 года может быть снят с Туркмении, где ужесточается государственный, в том числе экологический, контроль за этой отраслью и ее экспортными операциями. Как считают в Международной конфедерации обществ потребителей РФ, ситуация с популяцией осетровых, их переработкой и сбытом по-прежнему критическая. А меры в Азербайджане, Казахстане, России и Туркмении для сохранения осетровых ресурсов явно недостаточные и половинчатые, точнее, больше декларативные.
Некоторые российские и зарубежные аналитики считают, что в ближайшее время временный запрет на продажу в России и Туркмении черной икры будет введен, иначе в CITES не поверят, что ситуация меняется к лучшему. Но, например, в РФ сбывается максимум 5 процентов российской черной икры, в других же прикаспийских странах СНГ - меньше 3 процентов. А жесткая, вплоть до публичной смертной казни за браконьерство и загрязнение Каспия, государственная монополия в икорно-осетровой отрасли Ирана позволяет ему наращивать и осетровые ресурсы, их комплексную переработку и экспорт высококачественных осетровых продуктов. Такие возможности, точнее, преимущества Ирана, подтвердил и CITES.