25.04.2006 02:30
    Поделиться

    В Лондоне открылся Российский экономический форум

    Иностранцы пришли на форум в общем-то ради одного: понять, что происходит в России, и правда ли, что российскими властями взят курс на построение "корпоративного государства". Когда зачитали приветствие председателя Госдумы Бориса Грызлова, по залу пронесся вздох. Господин Грызлов поругал "невидимую руку рынка", заявил, что при отказе от социализма мы отказались также от всего хорошего, что было при социализме, и прямо объявил о том, что "мы возвращаемся к планированию общественного развития". При этом господин Грызлов призвал иностранцев делать в Россию масштабные инвестиции.

    Ситуацию поручили прояснить руководителю Федеральной службы по финансовым рынкам Олегу Вьюгину. И так получилось, что господин Вьюгин о финансовых рынках почти ничего не сказал, а выполнил работу за министра экономического развития и торговли Германа Грефа, который не смог приехать.

    По словам господина Вьюгина, в России "исчерпалась модель экономического роста". Составными частями этой модели господин Вьюгин назвал высвобождение предпринимательской инициативы, отраслевые заделы советского времени, внедрение современных методов управления и низкий уровень издержек на энергию и труд. О высоких мировых ценах на нефть как главном источнике роста господин Вьюгин не сказал ничего. Но время идет, заделы исчерпаны, издержки растут. По мнению господина Вьюгина, единственное, чем могли на это отреагировать и власти и бизнес, - это "слияния и поглощения вплоть до корпоративных войн". При этом господин Вьюгин не увидел противоречия этой новой стратегии ни с организацией свободных экономических зон, ни с задачей масштабного поиска инвестиций. Пытаясь полемизировать с РСПП, господин Вьюгин сказал лишь следующее: "Нужно, конечно, избежать перегибов. Наверное, на это стоит обратить внимание, раз бизнес беспокоится. Но логика экономического развития заставит крупные госкомпании диверсифицировать свой капитал". Иными словами, господин Вьюгин надеется, что государство сначала "захватит" собственность, а потом "логика экономического развития" вынудит их этой собственностью делиться с частным бизнесом.

    Представители крупнейших госкомпаний тем временем напрямую с чиновниками не полемизировали. Для многих неожиданным стало выступление президента Российских железных дорог Владимира Якунина. Господин Якунин объявил о том, что уже с этого года реформа РЖД пойдет по той же схеме, что и реформа в энергетике. Помощникам господина Чубайса, столпившимся в зале, даже показалось, что они ослышались. Тем не менее господин Якунин действительно сказал о том, что АО РЖД разделяется на монопольную и конкурентную части. Он не стал подробно расписывать этот процесс, но стало ясно, что, как и в энергетике, за государством остаются сети, то есть железнодорожные пути, вагоны и прочий бизнес отходит частникам.

    Глава РАО "ЕЭС России" Чубайс счел нужным заметить, что "реформа зиждется на либеральной фундаментальной идеологии и глубоком дерегулировании". Далее господин Чубайс в свойственной ему техничной манере обрисовал угрозу нарастающего разрыва между потребностями в энергии и ее производства. Уже в 16 регионах уровень потребления превысил исторический советский максимум, местами, как, например, в Москве, даже и на 25 процентов. Господин Чубайс не был оригинален, когда заявил, что его хозяйству необходимы "инвестиции в уникальных масштабах и в самое ближайшее время". Однако он нарисовал перед инвесторами действительно четкую картину их возможностей, и я видел, что эти самые инвесторы, доселе спокойно слушавшие и ничего не записывавшие, вдруг выхватили блокноты и стали конспектировать: кто по-английски, а кто и иероглифами. По словам господина Чубайса, существует четыре источника инвестиций. Во-первых, это дополнительные эмиссии акций в ряде компаний. Сейчас отобраны девять компаний, из которых к июню останутся 3-4, которым это разрешат. Во-вторых, это механизм гарантирования инвестиций, но тут все в руках правительства. В-третьих, это прямые частные инвестиции. И лишь четвертым пунктом господин Чубайс говорил о проектном финансировании, как, например, достройка Богучанской ГЭС.

    Ответ от имени РСПП держал член правления, известный банкир Петр Авен. По его мнению, в наших достижениях нет ничего исключительного. Так, из стран Восточной Европы только Россия и Украина до сих пор не вышли на уровень ВВП 1991 года. Что же касается роста, то с 2000 года Казахстан вырос на 64 процента. Украина на 40 с небольшим, а Россия на 25. Вообще, судя по выступлению банкира, вызывают сомнения все достижения. Например, ускоренная плата внешних долгов. У представителей бизнеса тактика этих выплат вызывает большие вопросы, поскольку размер общего госдолга практически не сокращается.

    Господин Авен привел данные Всемирного банка, специально подготовленные по заданию бизнесменов, где сказано, что самая серьезная угроза для стабильности в России вообще - это низкий уровень пенсий относительно зарплат. По этому показателю мы занимаем вообще последнее место среди всех сопоставимых стран. В этих условиях государство интенсивно наращивает свои расходы, надеясь одновременно и пенсионеров поддержать, и инфраструктуру отреставрировать.

    В итоге господин Авен озвучил формулу нашего нынешнего состояния - "консервация". Консервация всего, в том числе бедности, в том числе сырьевой модели, в том числе технологического отставания.

    Согласны с этим определением чиновники? Ответить на этот вопрос попытался заместитель руководителя аппарата правительства РФ Михаил Копейкин. Он признал, что озабоченность бизнеса от слишком активного вмешательства государства "существует". Он заверил, что эти проблемы будут решены путем активного внедрения механизма частногосударственного партнерства. Впрочем, докладчик обошелся без конкретики.

    Поделиться