Чем ближе к лету, тем тише жизнь в Белом доме. После того как на коллегии минфина премьер-министр Михаил Фрадков посоветовал прекратить практику безапелляционных выводов, практически закончились и аппаратные войны с ведомством Алексея Кудрина. Первая из них - по размещению средств Стабилизационного фонда. Поскольку в конце прошлой недели глава кабинета министров все же подписал постановление о временном размещении денег государственной копилки, который, как заметил министр финансов, пока будет постоянным, но в будущем станет совершенствоваться.
Вторая война вроде бы публично не имела столь явного завершения, но вчерашние заявления Жукова об окончании налоговой реформы можно считать свидетельством того. Причем вновь с аппаратным поражением, поскольку пакет законов, связанный с налоговым администрированием в различных областях, который правительство в ближайшее время внесет в Думу, не предусматривает снижение налога на добавленную стоимость до 13 процентов. Хотя в пакете законопроектов, рассматриваемых еще в конце марта на бюджетной комиссии, предложение об унификации НДС на уровне 15 процентов все же было, но заместитель министра финансов Сергей Шаталов успел его снять с повестки дня.
И получилось, что финансового ответа на записанное по настоянию премьер-министра Михаила Фрадкова в среднесрочной программе социально-экономического развития страны предложение о снижении НДС с 18 до 13 процентов в Белом доме так и не получили. Правда, формулировка этого тезиса по сути оставляла и экономистам, и финансистам поле для маневра: "Принять решение о снижении основной ставки НДС и с учетом складывающихся в среднесрочной перспективе условий функционирования российской экономики уже в ближайшие годы довести ее до уровня 13%". Чем, судя по всему, они и воспользовались, предложив различные законопроекты по налоговому администрированию, но не снижению НДС. В частности, среди документов законопроект, предусматривающий установление нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на участках недропользования Восточной Сибири и континентальном шельфе. Предполагается ввести пониженный коэффициент при разработке месторождений с выработанностью более 80%, которые сейчас "фактически не разрабатываются из-за нерентабельности". Кроме того, подготовлен документ об индексации ставок акцизов в среднем по всем подакцизным товарам на 8-5%. "Вместе с тем ставки акцизов на нефтепродукты предлагается не индексировать во избежание роста цен на бензин и дизтопливо", - заметил Жуков. Предлагается перенести и уплату акцизов на нефтеперерабатывающие предприятия. "Это упростит систему и поможет повысить собираемость акцизов", - заверил вице-премьер.
- И будет стимулировать вывоз сырой нефти? - с сарказмом заметил Путин.
- Не совсем так, - не согласился Жуков.
- Два года назад действующий состав правительства вводил это правило, и многие губернаторы возражали против него, - напомнил Путин, поддев присутствующих министров.
Как известно, все имеют право на ошибку, но Жуков явно не считал, что возврат к прошлой системе является таковой. Он пояснил: когда акциз собирается на АЗС, это позволяет более равномерно распределять средства по территории страны. "Сейчас мы предлагаем механизм, который сохранит распределение доходов на территории страны, потому что не везде есть НПЗ, но сам процесс взимания акцизов будет упрощен".
Помимо же бензиновых налогов правительство готово увеличить размеры социальных вычетов при уплате подоходного налога на здравоохранение и образование. Если сегодня налогооблагаемая база в год уменьшается на 38 тысяч рублей, то предполагается увеличить эту сумму до 50 тысяч в год. На ближайшем заседании правительства эти предложения будут рассмотрены кабинетом министров.
- Мы должны стремиться к тому, чтобы наступила налоговая стабильность, - в сердцах воскликнул Путин, выслушав правительственные планы. - Интерес государства заключается в том, чтобы была достигнута определенная гармония между фискальными службами и теми, кто занимается развитием производства. Но стабильность здесь когда-то должна наступить.
- После тех изменений, которые произойдут в этом году, налоговое законодательство не будет меняться на протяжении длительного времени. Фактически налоговая реформа завершается, - провозгласил новый лозунг Жуков (а не присутствующий на совещании премьер-министр Михаил Фрадков), фактически поставив крест на воплощении премьерской идеи о снижении НДС.
Опять же Жуков, а не Фрадков, рассказал президенту и о том, что правительство поддержало законопроект, предполагающий сохранение на границе двух органов и двух видов контроля - пограничного и таможенного. Всех остальных отныне не пустят за пределы таможенных пунктов пропуска. Заниматься же их администрированием станет специальное правительственное агентство. "У нас очень большое количество пунктов пропуска, которые находятся в зданиях, принадлежащих частным компаниям. Предусмотрена целая программа действий, чтобы там, где возможно, выкупить эти здания, а где невозможно - закрыть такие пункты пропуска, а на их месте сделать государственные", - напомнил Жуков Путину то, на что он пенял Грефу. Существующее сейчас при таможне предприятие "Ростэк" "будет выведено из-под таможенных органов и станет самостоятельным агентством под правительством".
- Раньше мы только в анекдотах слышали о приватизации метра государственной границы, но мы рождены, чтобы сказку сделать былью, - иронично заметил Путин, напомнив, что сегодня из почти 400 пунктов пропуска более 300 не принадлежат государству, и посоветовал кабинету министров быть немного порасторопнее.
На этом, собственно, диалог с вице-премьером закончился. А когда речь зашла о полевых работах, Путин даже не дослушал министра сельского хозяйства Алексея Гордеева о том, что "положительную роль сыграла стабильность цен на ГСМ", которая осчастливила рынок после встречи Фрадкова с нефтяниками, и "бросил" Фрадкову: "Правительство должно предпринять дополнительные усилия для того, чтобы не допустить скачка цен на горюче-смазочные материалы".
А Гордеев продолжал о своем: министерство сельского хозяйства рассчитывает, что за нынешний год будет выдано минимум 100 тысяч кредитов на развитие сельского хозяйства. То есть каждой деревне - по кредиту. Причем он заметил, что "Россельхозбанк" решил выдавать кредиты до 30 тысяч рублей без усложненной процедуры предоставления залога, а под письмо глав поселковых администраций.
Но Путина, на удивление, больше интересовало то, в чем правительство не готово. И он напомнил министру здравоохранения и социального развития о своем поручении по совершенствованию пенсионной системы вдов военнослужащих. "Не вижу причин, почему мы до сих пор не сделали этого. Чем вдовы, ставшие вдовами сегодня, хуже тех, чьи мужья защищали нашу страну раньше?" - спросил тогда глава государства у Зурабова. На самом деле такое положение в нынешнем законодательстве предусмотрено, в частности, для вдов участников Великой Отечественной и Финской войн. "Те, кто не вступил во второй брак и достиг пенсионного возраста, получают свою трудовую пенсию и вторую пенсию - по потере кормильца", - уточнил Зурабов. Он согласился, что аналогичное правило следует распространить на вдов военнослужащих, погибших в последние годы. Через неделю правительство завершит разработку соответствующего закона.
- Когда проект закона будет внесен в парламент? - жестко спросил Путин.
- Если быть реалистичным, то после праздников, - предположил Зурабов.