Глава 25 НК РФ в отличие от своего предшественника - Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не содержит налоговых льгот. До 1 января 2002 года одной из наиболее применяемых льгот была инвестиционная льгота. Организации, осуществляя капитальные вложения производственного назначения, были вправе уменьшить сумму налога на прибыль до 50 процентов. Эта льгота позволяла высвободить организации дополнительные финансовые ресурсы для развития собственной производственной базы и стимулировала направление прибыли на обновление основных фондов.
Представители бизнеса и науки неоднократно отмечали ошибочность отказа от инвестиционной льготы и предлагали ее восстановить. Но эти предложения пока отклонены.
С 1 января 2006 года в главу 25 НК РФ введена новая норма, получившая название среди специалистов "амортизационной премии".
Согласно пункту 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Кодекса.
Эта норма, хотя и не решит проблему оживления инвестиционной активности в стране, но направлена на ускорение переноса стоимости основных средств на расходы на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Правом признания расходов в целях налогообложения прибыли организация-налогоплательщик налога на прибыль организаций может воспользоваться, а может и не воспользоваться. Это право должно быть зафиксировано в учетной политике организации. Также элементом учетной политики является определение размера таких расходов, поскольку законодательно установлена только их предельная величина - не более 10 процентов.
Но всегда ли выгодно воспользоваться таким правом? Ведь отражение таких затрат в налоговом учете приведет к разрыву с данными бухгалтерского учета. Поскольку аналогичная норма в бухгалтерском учете не предусмотрена. Поэтому организации, которая воспользуется правом применения амортизационной премии, в течение срока полезного использования основного средства придется формировать временные разницы в бухгалтерском учете.
Новая норма неоднозначна в ее трактовке, что порождает немало проблем с ее применением.
Во-первых, расходы, признаваемые налогоплательщиком, определяются исходя из размера, не превышающего 10 процентов первоначальной стоимости основных средств. Данная формулировка не позволяет однозначно говорить:
-определяются ли такие расходы по каждому основному средству или всем объектам в целом;
- может ли данный вид расхода признаваться только по отдельным объектам основных средств, например, только дорогостоящим.
По данному вопросу Минфин России в письме от 13.03.2006 N 03-03-04/1/219 указал, что новый порядок применяется в отношении всех основных средств организации, введенных в эксплуатацию в 2006 году, либо не применяется вообще.
Во-вторых, в состав расходов отчетного (налогового) периода включаются расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения. Исходя из буквального прочтения нормы следует, что в случае, например, модернизации оборудования, можно списать не только до 10 процентов расходов на ее проведение, но и до 10 процентов увеличенной первоначальной стоимости модернизированного объекта. Но, думается, законодатель все-таки имел в виду, что в рассматриваемом случае расходом будут признаны до 10 процентов затрат на модернизацию. В противном случае это в ряде случаев противоречило бы п. 5 ст. 252 НК РФ, согласно которой суммы, отраженные в составе расходов, не подлежат повторному включению в расходы. Аналогичную позицию изложил Минфин России в письме от 27.02.2006 N 03-03-04/1/140.
В-третьих, пункт 1.1 ст. 259 НК РФ содержит закрытый перечень случаев восстановления основных средств, в которых амортизационная премия может быть признана расходом, а именно в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения. В этом перечне не упомянута реконструкция, т.е. при проведении работ по реконструкции (а это, как правило, существенные затраты) организация не вправе признать единовременно расход в размере до 10% затрат на ее осуществление. Вместе с тем законодателем по непонятным причинам упомянута частичная ликвидация, в ходе которой ликвидируется часть основного средства.
С введением пункта 1.1 ст. 259 НК РФ глава 25 НК РФ была дополнена еще двумя нормами, а именно:
- при расчете суммы амортизации налогоплательщиком не учитываются расходы в виде амортизационной премии (п. 2 ст. 259 НК РФ);
- амортизационная премия признается расходом в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала начисления амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) (п.2 ст. 272 НК РФ).
Исходя из приведенных норм является неясным, к какому виду расхода относится амортизационная премия. Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ в этом случае налогоплательщик самостоятельно вправе определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.
Но Минфин России, исходя из расположения данной нормы в статье 259 НК РФ, которая называется "Методы и порядок расчета амортизации", в письме от 11.10. 2005 N 03-03-04/2/76 указал, что амортизационная премия относится к расходам, связанным с производством и реализацией в части сумм начисленной амортизации.
Безусловно, можно согласиться с таким подходом. Но амортизация основных средств в налоговом учете может быть как прямым, так и косвенным расходом. А в п. 1.1 ст. 259 НК РФ указано, что амортизационная премия включается в состав расходов отчетного (налогового) периода, что означает ее признание косвенным расходом. Кроме того, законодателем не скорректированы понятия "первоначальная" и "остаточная" стоимость основных средств, исходя из которых налогоплательщик, применяя норму амортизации, начисляет амортизацию. А значит, списав амортизационную премию, налогоплательщик, применяющий линейный способ начисления амортизации, может определять сумму амортизации как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации. Но поскольку дважды признать одну и ту же сумму затрат налогоплательщик не вправе, то часть амортизации, соответствующая сумме, признанной в качестве амортизационной премии, не будет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Вместе с тем реальный срок переноса стоимости амортизируемого основного средства реально сократится.
Следуя разъяснениям Минфина России, наименее рискованным путем будет признание амортизационной премии расходом в виде начисленной амортизации и последующее начисление амортизации в течение срока полезного использования исходя из первоначальной или остаточной стоимости (в зависимости от способа начисления), уменьшенной на сумму амортизационной премии.
Как уже было указано, новая норма вступила в действие с 1 января 2006 года. Но основное средство могло быть приобретено организацией гораздо раньше, но введено в эксплуатацию только в 2006 году или даже в декабре 2005 года. В отношении таких основных средств организация также может воспользоваться своим правом признания амортизационной премии в качестве единовременного расхода. Этот вывод следует из п. 3 ст. 272 НК РФ: датой признания амортизационной премии расходом организации является дата начала амортизации основного средства. Напомним, что амортизация как в бухгалтерском, так и в налоговом учете начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).