В созданную в 1992 году ЧЭС входят 12 государств. Кроме России это Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Сербия и Черногория, Турция, Украина. Причем интерес к ЧЭС в последнее время увеличивается не только в регионе, но и за его пределами. В частности, в прошлом году пополнился список ее наблюдателей за счет Белоруссии, США, Чехии и Хорватии. К ЧЭС также проявляют интерес добрый десяток других стран: Венгрия, Иордания, Иран, Казахстан, Кипр, Литва, Македония, Словения и Узбекистан.
О том, что собирается предложить членам ЧЭС Россия во время своего председательства, "РГ" рассказал глава российской делегации на бухарестском заседании, заместитель министра иностранных дел Александр Яковенко:
Российская газета: Насколько удачно России удается отстаивать свои национальные интересы в рамках ЧЭС?
Александр Яковенко: Россия была одним из основателей организации и продолжает оставаться в числе ее самых активных участников, регулярно выдвигая важные для ЧЭС инициативы, которые, как правило, встречают поддержку.
На данном этапе ЧЭС необходимо сосредоточиться на решении вполне конкретных вопросов в таких областях практического сотрудничества, как транспорт и связь, энергетика, туризм, взаимодействие в преодолении последствий чрезвычайных ситуаций, охрана окружающей среды, а также совместная борьба с терроризмом и организованной преступностью, предотвращение распространения в регионе особо опасных инфекционных заболеваний. Разумеется, это отвечает не только нашим политическим, но и экономическим интересам.
РГ: У России большой портфель предложений к другим странам-членам ЧЭС?
Яковенко: В настоящее время в числе российских инициатив "на столе" ЧЭС - такие как восстановление регулярного пассажирского и паромного сообщения между портами Черного моря, постепенное формирование Черноморского электроэнергетического кольца (причем видим его не в качестве обособленного проекта, а в контексте синхронизации энергосистем Восточной и Западной Европы), скоординированное развитие скоростных автомагистралей вокруг Черного моря, а также осуществление совместных экологических проектов в Черном море.
РГ: Какие мероприятия планирует провести Россия в ходе своего предстоящего председательства?
Яковенко: Из наиболее значимых я бы выделил шесть: заседание СМИД ЧЭС (г. Москва, октябрь 2006 г.), встреча министров по чрезвычайным ситуациям (г. Сочи, июнь 2006 г.), встреча министров энергетики (г. Москва, сентябрь 2006 г.), встреча министров, ответственных за региональное развитие (г. Краснодар, сентябрь 2006 г.), встреча министров транспорта (г. Сочи, сентябрь-октябрь 2006 г.), встреча министров связи и информационных технологий (г. Москва, сентябрь-октябрь 2006 г.).
Надо отдать должное завершившемуся румынскому председательству в ЧЭС: организованы встречи с участием отраслевых министров стран-участниц ЧЭС (охраны окружающей среды, транспорта, внутренних дел и общественного порядка), региональная конференция по энергетике, заседания ряда рабочих групп ЧЭС.
РГ: В этот же период Румыния выдвинула ряд инициатив политико-экономического характера в регионе, то есть сформировать новые структуры сотрудничества...
Яковенко: Это скорее политические инициативы, не связанные с ЧЭС, и мы не видим в них серьезного экономического компонента. Уверены, что стабильности в регионе и его развитию в большей мере может способствовать реализация многосторонних проектов экономического сотрудничества, то, чем, собственно, и должна заниматься Организация ЧЭС, нежели очередные форумы с общими декларациями и неопределенными перспективами.