26.04.2006 01:00
    Поделиться

    В наших вузах диплом все чаще получают бездари с тугим кошельком

    Эта цитата вспоминается всякий раз, когда разговариваешь с коллегами-преподавателями. Стремительная коммерциализация при низких зарплатах, неуклонное снижение уровня требований, старение преподавательского состава, деградация студенчества привели к тому, что значительная часть нынешних "престижных" вузов по многим направлениям давно уже утратила высокий профессиональный уровень. Высокие конкурсы продолжают удерживаться лишь благодаря вывеске и желанию многих выпускников школ праздно провести еще пять лет жизни.

    Чрезвычайная коррумпированность системы образования приводит к тому, что постоянно растет число "блатной" и "элитной" молодежи, состоящей в вузе на особом положении и формирующей ту самую среду безделья и праздности, в которой вянет все, что пытаются создать деятельные люди. В обычные дни этой "позолоченной" публики в коридорах мало - к вечеру успеть бы на тусовки, в клубы и на вечеринки, а утром прийти в себя после тяжелой транс-данс ночи. Поэтому даже те, кто "опускается" до учебного процесса, появляются не раньше, чем к 3-4-й паре. Зато в горячие дни сессии их "поголовье" увеличивается. Зачеты и экзамены "сдаются" без особенного напряжения. Заинтересованные лица поясняют преподавателю, кто в аудитории "хороший мальчик (девочка)".

    Категорий, кому "надо помочь", множество. Дети всех сотрудников данного вуза, дети любой степени дальности родственников сотрудников данного вуза, дети хороших знакомых сотрудников данного вуза, дети всех чиновников, дети загадочных "хороших людей" (границы круга "хороших людей" и критерии "хорошести" определить не удавалось еще никому). И, наконец, обязательно помогать тем, кто учится на коммерческой основе.

    Если же преподаватель оказался туп и несговорчив, а еще хуже - принципиален, оценки сейчас может выставить кто угодно - от завкафедрой и выше. Поэтому другую часть "золотой молодежи", не унижающуюся до нервотрепки в аудитории, вы увидите во время сессии исключительно у известных кабинетов. Небольшими группками (иногда вместе с влиятельными родителями - это когда дело дрянь совсем) они стоят с зачетками в руках, ненадолго - в одиночку и парами - исчезают в дверях и, вновь появившись, ухмыляясь, деловито спешат к очередному кабинету. Мимо чернокостных одногруппников, серыми тучами роящихся у дверей аудиторий с надписями: "Тихо, идет экзамен". Без сомнения, не все "элитные" входят в кабинеты с пустыми руками. Как бы там ни было, из кабинетов они выносят только "четыре" и "пять". На тройки эта категория людей категорически не согласна.

    Но даже если предположить, что тройка неведомым образом прокралась в "элитную" зачетку, все равно не все потеряно - ее исправят на последнем курсе и вложат в диплом тот оценочный лист, который нужен. Бывают, и еще как, случаи и более откровенные. Знакомый преподаватель истфака однажды рассказал, как его попросили принять экзамен на юридическом факультете. Аудитория, к его удивлению, была почти пуста. Быстро приняв экзамен у нескольких человек и видя, что больше никто не заходит, он начал собираться домой и, едва выйдя из аудитории, был внезапно окружен несколькими десятками студентов, которые протягивали ему зачетки... с уже вложенными в них деньгами и громко галдели: "Ставь! Ставь!" (именно так - на "ты"). Видя, что он медлит, наиболее нетерпеливые начали помогать ему локтями, после чего он под возмущенный и недоуменный клекот в панике бежал.

    Таким образом, увеличением количества честных и принципиальных преподавателей данную ситуацию в принципе изменить невозможно. Оспорить поставленную в высоком кабинете оценку невозможно - она поставлена "по закону". Кроме того, никто никому не даст безнаказанно лишить обитателей кабинетов денег, дорогих бутылок и коробок конфет. В большинстве вузов сейчас контрактная система с преподавателями - так вот контракт могут и не продлить. Тем самым складывается замечательная ситуация, когда честность преподавателей неплохо кормит вышестоящих - чем больше двоек и незачетов в ведомости, тем длиннее очереди у кабинетов. Честный разговор с некоторыми "коллегами" на тему о том, что ставить проходимцу "пять" означает сделать сразу две гадости - поощрить распущенность и безделье и, оскорбляя нормального человека, убить у него желание работать, находил отклик и понимание - и только!

    Кем заменить взяточников? Почти некем. Зарплата невысока, поэтому многие преподаватели работают в десяти местах, каждый день расписан по минутам, уделить студентам лишнее время невозможно, вести научную работу некогда - быть бы живу. Многие хорошие специалисты бьются за зарубежные гранты и даже получают их. Но не надо забывать, что эти гранты выделяются под те направления науки, которые нужны прежде всего грантодателям.

    Терпеть регулярные унижения от блатных и своего же руководства, да еще и зарабатывать ему деньги своими принципами способны многие, но не все. Кто-то не вынесет болотной атмосферы, царящей на кафедрах, кто-то не станет брать взятки, кто-то откажется обслуживать наглых проходимцев, богатеющих родительскими деньгами, кто-то - заграничного богатого дядю. В результате происходит естественный отбор. Не так давно было хорошо сказано: "Система образования - это система воспроизводства национальной элиты". Если это так, то в нынешней ситуации будущее национальной элиты под угрозой. ЕГЭ или Болонская система в этой ситуации в чем-то помогут, но не спасут. Прежде всего, нужны национально ориентированные преподаватели. Те, кто профессионалы, у кого четкая гражданская позиция, кто верит в нашу страну.

    Недавно заместитель руководителя администрации президента России Владислав Сурков сказал интересную фразу: "В процессы глобализации - обмен технологиями, товарами, всеобщий открытый рынок - вовлечены волей или неволей в той или иной степени все народы мира. Но не надо при этом думать, что это такой новый коммунизм. Выгоды от глобализации распределяются неравномерно". Мы должны обеспечить российскую молодежь возможностями получить такое образование, которое могло бы гарантировать нашей будущей элите справедливую выгоду от глобализации.

    История показывает, что, как только наша страна вступала в переходные периоды, возрастала необходимость и частота обращений к западному опыту. Борис Годунов приглашал военных специалистов из-за границы и посылал молодежь учиться на Запад, это же, но в большем масштабе проделывал Петр I. Даже Ленин призывал "черпать обеими руками хорошее из-за границы". Несомненно, в наши дни для ускоренной модернизации образования, для того, чтобы те, кто заканчивает наши вузы, были по классу не хуже выпускников Гарварда и Массачусетского технологического университета, необходимо приглашать лучших иностранных специалистов. А им есть что сказать. Можно привести в качестве примера Джеймса Биллингтона, директора Вашингтонской национальной библиотеки, выпустившего ряд книг о России и русском национальном характере.

    Не менее важно и техническое оснащение. На Западе недостатки и ошибки в методологии успешно возмещаются прекрасно отлаженной базой вспомогательных материалов - атласов, справочников, пособий, сайтов, серверов, программ, электронных библиотек.

    "Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться", - писал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Без сомнения, сегодня от модернизации системы образования напрямую зависит, как скоро Россия станет суверенной демократией. То есть выйдет на путь устойчивого развития. Как скоро она станет экономически процветающей, политически стабильной, высококультурной страной, одним из лидеров XXI века. Именно образование создаст, сформирует образ свободной нации, совместно с другими свободными нациями формирующей справедливый миропорядок.

    Поделиться