Ученые России и Беларуси работают над новым атласом Антарктиды

Антарктиду не зря называют самым загадочным материком планеты. Закованный в ледяной панцирь континент открыла в январе 1820 года русская экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева на кораблях "Восток" и "Мирный". Но еще за 300 лет до этого события, в 1513 году, турецкий адмирал и картограф Мухиддин Пири Рейс составил карту "южной земли", причем самое замечательное - без ледяного покрова, указав на ней горы, реки, леса, равнины, озера. На удивленные вопросы современников, откуда у адмирала такие подробные сведения о никому не известной земле, тот туманно отвечал: эти данные дошли до него из эпохи Александра Македонского...

 

 

Нынешние исследователи, сравнившие береговую линию Антарктиды с картой Рейса и сумевшие в ряде мест пробиться сквозь лед, подтвердили: во многих случаях Пири Рейс не ошибался. Вот вам информация к размышлению: даже если предположить, что древние мореплаватели на крохотных гребных галерах сумели добраться до южного материка, то как они умудрились заглянуть под ледяную толщу, лежащую здесь уже несколько тысячелетий? Впрочем, нынешних исследователей интересует вовсе не загадка старинной карты.

- Почему мы решили осуществлять такой глобальный проект, как составление атласа целого материка? Ведь это требует огромной работы и немалых финансовых средств, - говорит академик Евгений Жалковский, заведующий лабораторией Геофизического центра РАН. - Но дело в том, что при изучении незнакомой территории наступает момент, когда необходимо как бы взглянуть на нее с высоты, увидеть всю целиком - здесь гора, там лес, тут река. Без этого нельзя эффективно осваивать природные богатства. К сожалению, зарубежные научные экспедиции, работающие в Антарктиде, не ставят перед собой таких глобальных задач. Что касается российских экспедиций к Южному полюсу, то они стали очень редкими. Так, в течение ряда лет мы не вели слежение за спутниками из Антарктиды, пропустили немало интересных научных проблем, связанных, например, с наблюдением оттуда затмений Солнца и Луны. Но главное - погода в Антарктике влияет на погоду всего земного шара. И познание законов, действующих на "кухне погоды", позволит не только определять изменения климата в любом регионе планеты на дальнюю перспективу, но, возможно, и влиять на него. У нас подбирается солидная команда классных специалистов. С российской стороны назову неоднократно бывавшего в антарктических экспедициях профессора Георгия Лазарева, сотрудника Росгидромета Вячеслава Никифорова, ученых из Института географии, представителей военных, других заинтересованных ведомств.

Разговор продолжает руководитель белорусской группы исследователей Геральд Маньшин, доктор технических наук, член-корреспондент НАНБ, сотрудник Института механики и надежности машин.

- Изучение Антарктиды имеет не только научное, но и огромное практическое значение для человечества, - говорит Геральд Григорьевич. - Эта часть света - самая богатая ресурсами - и открытыми, и ожидаемыми. В то время как во всех остальных регионах количество полезных ископаемых ощутимо уменьшается, здесь подо льдом лежат огромные богатства - каменный уголь, железная руда, слюда, медь, свинец, цинк, графит... Точный, подробный атлас поможет определять места, где нужно вскрывать ледяную броню, чтобы добраться до подземной кладовой природы. Кстати, начинать этот проект будем не на пустом месте: у российской и белорусской науки набралось достаточно описательных и экспериментальных материалов, которые помогут хотя бы на первом этапе работы. В этом смысле мы оказались даже в лучшем положении, чем весь остальной мир. Так что на сегодняшний день хватает информации, чтобы реализовать первый вариант атласа.

Дело в том, что проект этот далеко не новый. Он родился еще в советские времена, часть карт уже была намечена на основании аэрокосмических съемок. Съемки из космоса - основной материал для создания атласа материка, чья поверхность покрыта толстым слоем льда. Важность такой работы трудно переоценить. Не говоря о климате и добыче полезных ископаемых, результаты антарктических исследований позволят решить фундаментальные проблемы строения Земли, внесут ясность в загадки гляциологии - в частности, в стремление познать механизм оледенения, которое регулярно, каждые несколько тысяч лет, охватывает нашу планету. Не нужно сбрасывать со счетов и наблюдение отсюда орбит спутников, имеющее не только мирное значение. Поэтому и с началом перестройки ученым удавалось, хотя и значительно реже, вносить очередные данные в копилку проекта. Так, в 1990 году космическим аппаратом "Ресурс" удалось сфотографировать полюс Антарктиды. Да и снимки из космоса многих районов континента у исследователей тоже есть. Их можно обработать и получить карты. Антарктида - очень удобный объект для картографов, поскольку с течением времени здесь мало что меняется, и карты, сделанные десятилетия назад, можно считать вполне свежими. На данный момент подготовлено технико-экономическое обоснование проекта. Ученые надеются, что уже в будущем году, получив необходимые средства, они смогут развернуть работу.