Суровые условия арктической зоны порождают особые требования к ответственности властей всех уровней перед населением. Попытка формировать социально-демографическую стратегию северного "монопромышленного" города, такого, как Воркута, Архангельск, Салехард, Норильск, Якутск, Магадан, по меркам обычных населенных пунктов ведет в тупик "иждивенческого перегруза".
Эффективность таких городов с их высокими затратами на жизнеобеспечение населения очень сильно зависит от доли людей, не занятых на производствах, но усиливающих нагрузку на бюджет территории. Хотя бы потому, что природные условия не позволяют иметь традиционное для россиян подспорье к семейному бюджету от приусадебного и натурального хозяйства.
В регионах страны, находящихся за Полярным кругом, в последние годы возник эффект накопления избыточного нетрудоспособного населения, в частности пенсионеров.
Например, это сильно ощутили в Воркуте в ходе реструктуризации угольной отрасли и закрытии части шахт Печерского угольного бассейна. Приняли решение: "численность населения в городе нужно сокращать". И довольно успешно взялись за реализацию программы переселения совместно с Всемирным банком. Но это не значит, что в планах властей - превратить заполярный город в вахтовый поселок. Вопрос в том, чтобы помочь уехать из региона людям пенсионного и предпенсионного возрастов.
Для оставшегося трудоспособного населения и работа найдется (запасов угля хватит на много десятков лет), и инфраструктура будет самой современной.
В Сусуманском районе Магаданской области также действует пилотный проект, который предусматривает содействие миграции уязвимых категорий населения с целью сохранения жизнеспособности поселений золотодобытчиков. При этом с местного бюджета будут сняты избыточные расходы по финансированию жилищно-коммунальной инфраструктуры поселений. Однако это не значит, что нетрудоспособное население охотно мигрирует из заполярных регионов в климатически благоприятные регионы России.
Показательным примером является Норильск.
Согласно проведенным там недавно исследованиям, происходит заметный рост числа тех, кто не видит для себя реальных преимуществ в обустройстве в центральных и южных регионах страны.
В той или иной мере процент не желающих уезжать во всех трех обозначенных выше регионах растет. Чем это грозит для Заполярья?
Если открыто называть вещи своими именами, то отказ нетрудоспособного населения от ранее планировавшегося отъезда увеличивает нагрузку на бюджет территории и на трудоспособное население.
Возникает своего рода замкнутый круг. И работающих, и переставших работать на производстве горожан крайне беспокоят перспективы роста оплаты коммунальных услуг и цен на авиабилеты, удорожания потребительской корзины, но при этом они реально не слишком ориентированы на переезд. Причем наиболее серьезными барьерами для их миграции в климатически более благоприятные районы во многих случаях оказываются не недостаток денежных накоплений, а риски, связанные с принимающими регионами. Это не только отсутствие достойного жилья, неопределенность с будущей занятостью и уровнем доходов, но и определенный дефицит привычной среды общения (к примеру, выбор места жительства пожилыми людьми ограничивается преимущественно регионами, в которых проживают их родственники).
Для долго проживших на Севере людей немаловажным является также фактор влияния климата принимающего региона на здоровье. Кроме того, исследования миграционных процессов показывает, что более образованные люди менее склонны к рискованным переменам. Поэтому жители этих территорий предрасположены к сбору максимально детальной информации о месте своего возможного будущего проживания.
С передачей ответственности за пенсионное обеспечение с федерального на региональный уровень возник еще один значимый барьер для отъезда северян старшего возраста. Сейчас реально северные надбавки к пенсии можно получить только на Севере - остальные регионы России пока не имеют организационно-бюджетных механизмов для дополнительных выплат бывшим северянам.
Пока же, переехав в центральные районы России, "северный" пенсионер нередко получает пенсию меньшую, чем местные жители пожилого возраста. Уезжая в лучшие климатические условия, он, как правило, попадает в условия меньшей обеспеченности. По сути, при переезде он сталкивается с угрозой потери того, ради чего и ехал на "северные заработки" - материальных гарантий высокого качества жизни.
Опыт показывает, что эту проблему нельзя решить лишь на уровне двухсторонних отношений северной территории с принимающим регионом - системность решения здесь может обеспечить только федеральный центр.
Даже президент РФ высказался за устранение сложившихся перекосов. Владимир Путин считает, что пенсионеры, работавшие в районах Крайнего Севера, должны получать соответствующие надбавки к пенсии вне зависимости от нынешнего места жительства. "Где бы пенсионер ни жил, он имеет право получать соответствующую надбавку, и это самое главное, - заявил Путин. - Иначе мы будем стимулировать возврат пенсионеров в те места, где они заработали эти надбавки, а правительство предпринимает все меры для того, чтобы эти территории заселялись молодыми и трудоспособными людьми. Но это - явное противоречие между целями и средствами, которые использует правительство для их достижения".
Проблемой северных территорий является неестественность дисбаланса притока и убыли населения - в частности, сказывается склонность детей северян к возврату в родной город после получения высшего образования (а работы по специальности им зачастую предложить не могут). В своем большинстве нетрудоспособные люди пока выбирают проживание в Заполярье в качестве "меньшего из зол" и не хотят рисковать с началом новой жизни в районах, благоприятных с точки зрения климатических условий. Невольно оказавшись в положении балласта в своем городе или поселке за Полярным кругом, они легко становятся объектом манипулирования со стороны местных популистских псевдоэлит.
"Рыба" или "удочка"?
Как помочь тем северянам, кто оказался или рискует оказаться в числе "лишних" для своей территории? Кто именно и в какой форме должен оказывать эту помощь?
Голодного можно накормить, подарив ему "рыбу" - предоставляя готовые к потреблению товары или просто деньги. А можно избавить его от голода с помощью "удочки" - создавая новые рабочие места, предоставляя возможности приобретения новых знаний и навыков, повышая квалификацию и конкурентоспособность. Северные территории имеют весьма ограниченные возможности предоставления на месте "удочки" для избыточной части своего населения. Этим людям чаще нужна "рыба" - но для потребления не в высокозатратной Арктике, а в более комфортном месте. "Рыбная" же благотворительность на месте порождает лишь рост иждивенческих настроений, маргинализирует социальную среду, обостряет претензии к работодателям и к власти.
Если брать во внимание конкретную работу, то здесь, мне кажется, стоит обратиться к опыту все того же Норильска. "Отцы" города при поддержке населения инициировали разработку стратегии социально-демографического развития территории в условиях, отвечающих современным рыночным реалиям.
Этот проект является первым в России масштабным опытом подобного рода.
Северяне намерены разработать четкие критерии потребительской корзины для различных групп населения Норильска с учетом арктической специфики. Они планируют отладить механизм самостоятельного накопления средств на переезд для работающих людей в места проживания с более благоприятным климатом, разработать комплекс специальных программ, направленных на формирование "отложенного спроса", принять активное участие в федеральной реформе системы образования с учетом кадровых потребностей региона, стимулировать развитие рынка труда, создать условия для оптимальной горизонтальной и вертикальной мобильности рабочей силы в Норильске.
Если эксперимент завершится удачно, то у других регионов появится некий осязаемый вариант результативного перспективного планирования социально-демографического развития города за Полярным кругом.
Напоследок хочется сказать, что обществу стоит глубоко задуматься над тем, как сегодня происходит социально-демографическое развитие России, каковы могут быть последствия этого процесса для Федерации, для регионов, для нации в целом. Очень хорошо, если при этом у общества будет наглядный пример, как планируется и выполняется такая работа в отдельно взятом северном регионе.