Выставка "Пространство и время" Нормана Фостера, открывшаяся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке, спровоцировала горячие споры. И, конечно, не только потому, что человек, считающийся номером один в современной архитектуре, показывает здесь свои феноменальные проекты, воплощенные в самых разных странах мира.
Дело в том, что среди десятков макетов фантастических зданий, которые можно увидеть на выставке в ГМИИ, - а среди них берлинский Рейхстаг, лондонская башня Свисс Ре и Британский музей, банк в Гонконге, центр изобразительных искусств в Сайнсбери и многие другие - есть два проекта, которые привлекают особое внимание. Это проект 600-метровой башни "Россия" в строящемся районе Москва-Сити и проект реконструкции островка Новая Голландия в центре Санкт-Петербурга.
Вот по этому поводу и ломают копья сторонники и противники приглашения в Россию прижизненного классика, мировой архитектурной звезды номер один - лорда Нормана Фостера.
за |
Игорь Шевелев, искусствовед:
- Противники говорят о возможной гибели исторической застройки под напором "архитектурного Церетели", о гигантской "афере века", имея в виду репутацию заказчика фостеровских проектов Шалвы Чигиринского, о том, что иностранец, по сути своей, не может знать нашей специфики и что вообще башня делового центра со знаковым именем "Россия", высотой то ли в километр, то ли в 666 метров, так навернется на хлипком московском грунте, что апокалипсис обеспечен. Худо-бедно, но как жили без варягов, так и дальше проживем.
Заметим, что сторонники воплощения идей Фостера в нашем отечестве говорят примерно то же самое. Им кажется странным, что при нынешнем строительном буме ни одно здание в Первопрестольной не построено иностранным архитектором. Если причина в предполагаемой коррупции, пронизывающей эту сферу, то как раз участие такого авторитета как Норман Фостер и должно послужить лакмусовой бумажкой. Никто не сомневается, что Фостер не станет рисковать своей репутацией, ввязываясь в темные дела.
Если говорить по сути, то в пойме Москвы-реки, где строится деловой центр, нет никакой исторической застройки, которая могла бы пострадать при возведении небоскреба, да и в виде любимого места для гулянья москвичей оно прежде не было замечено. А вот передовое технологическое обеспечение, сопутствующее фостеровским проектам, нам обеспечено. Ибо приглашение заграничной знаменитости выведет московское строительство и архитектуру на совершенно иной уровень. Так всегда было в истории Москвы и России: сначала итальянцы строили Кремль, потом французы с теми же итальянцами строили Питер, теперь бывший рабочий паренек из Манчестера, получивший образование в Йелле, лауреат Притцкеровской и иных высших архитектурных премий проторит нам творческую дорогу в XXI век.
Ведь Фостер - это не человек. Вернее, не только человек. Это мировая корпорация, в которую входит более полутысячи творческих людей - с совершенно иным, чем у нас, уровнем организации работы, с новаторскими идеями устройства городской среды, организации жизненного пространства в интерьерах. Если речь идет о строительстве офисного здания, то это совсем иное деловое пространство, чем то, к которому мы привыкли. Понадеемся, что и работающие в них люди изменятся к лучшему.
Или присмотритесь, как чувствуют себя созданные лордом Фостером здания в исторической застройке того же Лондона, Франкфурта или Нью-Йорка, - они не уничтожают ее, но и не прячутся, стыдливо встроенные в нее. Они вступают с ней в острый, но и внятный - современный - диалог. Это касается и проекта реконструкции Новой Голландии в Питере, и предполагаемой работы с домом Дворянского собрания (бывший институт Маркса-Энгельса), переданного Пушкинскому музею в руинированном состоянии - с бомжами, кошками, белками и без копейки денег на ремонт и реконструкцию.
Два дня, которые архитектор Норман Фостер провел в Москве, перевернули город. Осталась выставка, осталась молодежь, которая заполнила огромный зал, где выступал с лекцией лорд Норман Фостер. Но это только начало.
против |
Алексей Комеч, директор Государственного института искусствознания:
- Алексей Ильич, как вы относитесь к предложенному архитектором Фостером проекту башни "Россия"?
- Башне Фостера все поют дифирамбы. Но башня почти 700 метров высотой перевесит постройки исторического города. Как будет выглядеть Кремль на фоне башен Сити? Когда башня Сити вырастет выше башен Кремля и колокольни Ивана Великого, станет ясно, что речь идет о нелюбви к собственному историческому центру. А башня Фостера будет главенствовать над лучшей кремлевской панорамой.
Все прыгают от радости, аплодируют Фостеру, но, по-моему, идет полное разрушение исторического облика Москвы. Строить высотные здания можно, но при этом необходимо тщательно взвесить, как каждое из них будет выглядеть со всех точек Москвы, которые признаны контрольными в черте исторического города. Такие точки названы, они есть, но никто с ними не сверяет возникающую панораму. Высотное строительство - это увлечение, которое осталось лишь в Китае, Юго-Восточной Азии. А весь мир желает сохранить исторический центр с важными архитектурными силуэтами. Представьте, что в видовой панораме Будапешта может возникнуть высотка. Это просто невозможно. Там это запрещено. Ну а Москва подчиняется безумному стремлению повторять высотные зады архитектуры и ставить рекорды там, где их можно не ставить.
- Но решение строить Сити-центр принято еще 15 лет назад и обжалованию не подлежит?
- Да, строительство идет полным ходом. Но когда был Общественный совет, сам Лужков сказал, что он не может утвердить эту концепцию, пока ему не покажут, как будет выглядеть каждый высотный объект в силуэте Москвы. Но тем не менее строительство Сити - это коммерческое мероприятие и идет полным ходом. Там замешаны большие капиталы, и даже Юрию Михайловичу ход строительства не остановить.
- А каким бы вы хотели видеть центр Москвы?
- Чтобы городская панорама не загораживалась новыми объектами. Чтобы исторические здания Москвы сохраняли свою ведущую роль. У нас скоро Кремль окажется в яме. Он и сейчас уже как бы не на холме. Высотное здание на Павелецкой площади, на Краснохолмской набережной, где стоит Дом музыки и там же построен громадный отель, убили всю панораму Замоскворечья и испортили вид даже Тверской и Красной площади. Москва из исторического города типа Флоренции и Стокгольма превращается в мегаполис с отдельными зданиями. Историческую среду Москвы рассматривают как ветхий фонд, который надо сносить. Это советское наследие. Коммунисты относились так к историческим зданиям Москвы. И этот взгляд не поменялся. За последние 15 лет снесены тысячи исторических зданий для освобождения места под новое строительство.
- Москва сильно изуродована?
- Сильно. Это катастрофа.
- Но у некоторых вызывает восторг бурный расцвет капитализма в Москве.
- Капитализм у нас очень странный. Да, он расцвел. И этот "цветочек" душит старую Москву.
- Москву еще можно спасти, наложить мораторий на строительство в центре города?
- Боюсь, что нет.
- А вам нравится хоть какой-то уголок столицы?
- Что-то на Остоженке осталось. По Ордынке еще можно пройти. Идет явное нарушение закона. Всякое строительство в историческом городе должно сначала пройти обсуждение у специалистов. А у нас сначала принимается идея, затем решение строить, а уж потом общественность начинает бороться.
- На этом фоне ситуация в Петербурге более благополучная?
- И там идут жуткие процессы. Тот же Фостер предложил реконструкцию, которая не была согласована со специалистами по охране памятников Петербурга. Проект включает снос исторических трехэтажных зданий, возведение высотной башни на месте древней крепости. В Петербурге возникла критическая ситуация - там готовы пойти по пути Москвы.
Подготовила Татьяна Хорошилова
Фото с сайта www.fosterandpartners.com