Ажиотажный спрос не был спровоцирован ни производителями, ни продавцами, сообщает пресс-служба ФАС. "Признаков согласованных действий, в том числе в области ценовой политики, между производителями пищевой соли нет", - говорится в итоговом документе. По данным ФАС, отпускные цены крупнейших российских производителей в течение 2005-го и начале 2006 года существенно не повышались. Зарубежные поставщики, украинские и белорусские, также существенно не изменяли объемы поставок в Россию и уровень цен.
Что касается оптово-розничной торговли, то нарушения антимонопольного законодательства были обнаружены в действиях только одного предприятия - тюменского ООО "Соляная компания".
"Основной причиной повышения цен послужил ажиотажный спрос населения на пищевую соль, вызванный распространением недостоверной информации о недостаче данного продукта на российском рынке, - говорится в записке ФАС. - В результате в некоторых регионах... наблюдалась массовая скупка пищевой соли населением, что повлекло за собой дефицит данного товара в розничной сети". Отсюда и рост цен в рознице. Но когда цены растут не по причине сговора игроков рынка, а в результате ажиотажа, это, по мнению антимонопольщиков, не является нарушением антимонопольного законодательства.
Таким образом, в росте цен на соль оказались виноваты сами граждане, подхватившие "утку" о дефиците продукта. Над этим можно было бы посмеяться, если бы не некоторые обстоятельства. Первое: даже когда все успокоились, цены на соль так ведь и не вернулись в исходное положение. Второе: "если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно", а если слух появляется, значит, это кому-то было выгодно. И последнее. Наша память гораздо длиннее, чем это иногда кажется. Наши старики до сих пор помнят и раскулачивание, и послевоенный голод. А уж нескончаемые очереди "перестройки" и талоны на все самое необходимое помнят даже молодые. Поэтому рецидивы страха еще очень и очень возможны. И где гарантия, что более не найдется желающих поиграть на этом страхе?