02.05.2006 02:00
    Поделиться

    Первомай в прямом эфире

    Первомайский праздник солидарности трудящихся оказался в тени празднования 100-летия русского парламентаризма. И Первый канал и "Россия" отметили это событие двумя документальными картинами. К дате было приурочено создание еще одной ленты - десятисерийной документальной картины "Свобода по-русски" (автор идеи и координатор проекта кинорежиссер Андрей Смирнов). Ее показ в эфире пока находится под большим вопросом.

    Торжества

    Строго говоря, в те же дни случился еще один всенародный праздник - 60-летие Владимира Жириновского. Либерал-демократ помелькал во всех новостных сюжетах федеральных каналов. Но репрезентативнее всего он смотрелся в программе "Максимум" у Глеба Пьяных. Именинника показали въезжающим в Кремль на черной чайке с открытым верхом, затем здоровающимся с построенным подразделением кадетов. Показали его еще матерящимся, таскающим за волосы коллегу-депутатку, одиноко сидящим за банкетным столом...

    Что касается Первомая, то зрителей по привычке потчевали юмором, а также отечественной попсой. И как всегда без меры.

    С другой стороны, а чего тут сетовать и ерничать? Что еще может сплотить миллионы зрителей в наше время, что еще может сойти за символ солидарности трудящихся зрителей, как ни старые шутки "новых русских бабок" о главном, то есть о сексе. Нет ничего более утешительного для асимметричной рожи, чем "Кривое зеркало".

    У нас, как легко заметить, народное представительство обеспечивается сразу несколькими палатами ума и эмоций, если судить по рейтингам. Одна - попсово- юмористическая во главе со своими спикерами и вице-спикерами Петросяном, Дубовицкой и Галкиным. Другая - макабрическая, где ужасы сервируют и презентуют Пьяных и Малахов. Третья - криминально-сериальная со своими популярными лидерами-ментами и авторитетами в законе. Заметна также на наших телеэкранах популяция обитателей архипелага "Гламур" со своими сиренами - Ксенией Собчак и Тиной Канделаки. И во всех этих представительных органах мог бы работать самым главным массовиком-затейником Владимир Жириновский - пускай бы и на общественных началах.

    Деятельность последнего, надо сказать, в немалой степени поспособствовала, с одной стороны, росту известности в народе российского парламента, с другой - понижению его авторитета. Благодаря Вольфовичу Дума в значительной степени стала представляться массовому телезрителю каким-то шутовским балаганом, где респектабельные мужчины болтают без умолку и иногда дерутся.

    Иваны, вспомнившие родство

    Загодя, примерно за год, из членов Госдумы был составлен комитет по организации празднования юбилея. Комитет располагал энным количеством бюджетных средств, часть из которых, по всей вероятности, была потрачена на выездное заседание в Таврическом дворце, а также на банкеты, на концерты - все это мы могли увидеть на экранах своих телевизоров. Что-то было выделено первым двум телеканалам на создание документальных фильмов во славу отечественного парламентаризма.

    "Первый" показал свой экскурс в прошлое и будущее Думы - "От Таврического до Охотного". "Россия" продемонстрировала свой - "Былое и Дума".

    Оба путешествия имели отчетливо выраженный ознакомительно-просветительский характер. Разница в том, что в первом случае фигура гида оказалась персофиницированной - это телеведущий Петр Марченко, а во втором - по путаным закоулкам истории вел нас закадровый голос. Но не в этом дело, а в том, что после обеих лент сложилось впечатление: будто путь российского парламента от Таврического дворца в Санкт-Петеребурге до Охотнного Ряда в Москве подобен, как говорили в старину, Невскому проспекту - прямому и неуклонному. Были, конечно, забавные осложнения в виде разгонов, роспусков, революций, потасовок в стенах парламентов и дуэлей вне их стен, но в основном все вышло как нельзя лучше.

    Теперь, как стало понятно, из обоих киноочерков, российский парламент - это райские кущи. Это братство законодателей. Это здоровый (чуть было не сказал "советский") коллектив.

    Другое кино

    Андрей Смирнов, режиссер "Белорусского вокзала", в ожидании случая и средств снять новый художественный фильм придумал себе занятие: организовал при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии производство документального сериал "Свобода по-русски". Режиссер собрал солидную команду сценаристов, режиссеров. Это писатель Александр Гельман, историк Виктор Листов, сценарист Эдуард Дубровский, режиссеры Ирина Бессарабова, Александр Гурьянов, Слава Падалка. Ведущим в кадре и за кадром стал человек с именем и гражданской позицией рок-музыкант Юрий Шевчук.

    Получилась не просто эскизно прочерченная история русского парламентаризма, но драма русской демократии, которая не вчера началась и не завтра кончится. Драма дана на широком историко-географическом фоне.

    Каждый школьник знает, что отечественный парламентаризм свое летоисчисление ведет от новгородского вече, но мало кому известно, что этот общественный механизм по сию пору сохранился и работает в одном из швейцарских кантонов. Интервью с субъектами "вечевого права" - в первой серии под названием "Колокол".

    В следующих сериях - "Аплодисменты", "Узда", "Поворот", "Одиночество", "Собор" и др. - рассказ о самых трагических и крутых виражах законодательной ветви власти. О судьбе Учредительного Собрания. О том, как на одной из встреч с избирателями Отец народов полез под трибуну, приняв оператора с импортной камерой на плече за террориста. Всю партию дорогой техники велено было потом уничтожить.

    Глава про октябрь 1993 года называется "Танки". Хроника тех дней и часов дана по версиям и Хасбулатова, и Гайдара. Два монолога режиссер монтажно запараллелил.

    В картине много живых, до-селе не известных широкой публике подробностей. Самое главное: в ней есть глубина размышления о природе опыта демократии по-русски, чего сегодня особенно не хватает ни правым, ни тем более левым политикам.

    О картине можно было бы еще долго рассказывать, но лучше было бы ее увидеть. Увы, федеральное телевидение заняло круговую оборону против этого сериала. Скорее всего, даже не по политическим, а по экономическим мотивам, что по большому счету одно и то же. Дешевле и проще снимать "документалку" в два прихлопа, в три притопа, при этом не обременяя мозги народонаселения.

    *  *  *

    В картине "Былое и Дума" предъявлен факт коррупции, сопутствовавший работе дореволюционной Думы: ремонтируя крышу Таврического, подрядчик поставил низкого качества материал, и порядочный кусок ее рухнул в неподходящий момент. Как повелось уже тогда на Руси, возникли подозрения на теракт.

    На самом деле, как повелось уже тогда на Руси, сэкономили на Демократии.

    ...Что же касается самого сериала, то он уже есть и никуда не денется. Он появится на DVD. А во второй половине года случатся еще две круглые даты - 15-летие путча и распада СССР. Нашему ТВ так или иначе не уйти от серьезного разговора о демократии и свободе.

    Поделиться