Два дня назад бизнес-сообщество взбудоражило сообщение о том, что объем IPO "Роснефти" может быть сокращен с 20 до 10 миллиардов долларов. Однако в самой "Роснефти" от комментариев относительно объема IPO и его возможного уменьшения воздерживаются. Начальник управления информации ОАО "НК "Роснефть" Николай Манвелов сказал "РГ", что все эти вопросы "решает исключительно акционер", то есть государство, и рекомендовал обратиться в Росимущество.
Однако вчера официальный представитель Росимущества Дмитрий Никитенко сообщил "РГ", что государство пока не приняло столь нашумевшего решения: "Обсуждается наиболее оптимальный вариант, а прогнозировать, какой будет рыночная ситуация после завершения всех процедур подготовки к первичному размещению, никто не возьмется".
Можно вспомнить, что решение о проведении IPO госкомпании "Роснефть" было принято год назад. Сначала предполагалось, что его объем может достичь почти 20 миллиардов долларов, и тогда это было бы крупнейшее событие на мировом рынке за последние восемь лет (тогда свои акции на 8,9 миллиарда фунтов стерлингов предложила японская компания DoCoMo). Часть вырученных от продажи средств должна была пойти на оплату кредита "Роснефтегаза" (ему принадлежат 100 процентов минус 1 акция "Роснефти"), который в прошлом году привлек 7,6 миллиарда долларов для покупки 10,74 процента акций "Газпрома". Это было, как известно, необходимо для приобретения государством контрольного пакета акций "Газпрома". Кроме того, за счет размещения акций государство намеревалось погасить долги самой "Роснефти", возникшие в результате приобретения "Юганскнефтегаза" - главной добывающей "дочки" "ЮКОСа".
Между тем именно последнее обстоятельство стало причиной атаки, предпринятой на "Роснефть" из-за границы в течение последних дней. Сигнал к ней подал американский миллиардер Джордж Сорос. Он выступил со статьей в "Файнэншл таймс", где выразил сомнения насчет того, следует ли допускать размещение акций "Роснефти" на Лондонской бирже "без раскрытия информации", имеющей отношение к делу "ЮКОСа", и "следует ли разрешить его вообще". Кроме того, Сорос предостерег инвесторов от покупки акций российской компании, поскольку "Роснефть" - это инструмент государства и всегда будет служить достижению политических целей России". А она, по мнению миллиардера, "наносит ущерб энергетической безопасности Европы". Но гораздо более серьезным предупреждением прозвучало выступление британской инвестиционной компании F&C Asset Management, потенциального покупателя акций "Роснефти" и одного из крупнейших управляющих средствами пенсионных фондов. Глава департамента по корпоративному управлению и социальным инвестициям компании Карина Литвак заявила, что до начала публичного размещения акций "Роснефть" должна "уладить свои юридические проблемы", связанные с покупкой "Юганскнефтегаза". По словам г-жи Литвак, "российский юридический режим непрозрачный, в нем трудно ориентироваться". И соответственно британские инвестиции, в том числе средства пенсионных фондов, находятся под угрозой, когда вкладываются в российские активы, управляемые по принципам, не соответствующим западным стандартам. Впрочем, глава ФСФР Олег Вьюгин заявил "РГ", что ФСФР отслеживает законность процедур подготовки к IPO и не имеет никаких претензий к "Роснефти". Комментариев же по поводу скандальных выпадов Джорджа Сороса не последовало вовсе.
В самой "Роснефти" на протяжении всего этого времени западные заявления не комментировали. А возможное сокращение объема IPO компании, по мнению экспертов, вряд ли связано с полемикой в прессе. У сокращения, скорее всего, чисто экономическая подоплека. Так, в конце апреля ОАО "НК "Роснефть" успешно завершило переговоры о снижении процентных ставок по действующим кредитным договорам с иностранными банками. По итогам переговоров маржа по действующим кредитным договорам на общую сумму более 3 миллиардов долларов была снижена в три раза. Кроме того, потребности компании в дополнительном финансировании снизились и в связи с высокими ценами на нефть. А вчера стало известно, что по итогам первых трех месяцев прибыль "Роснефти" выросла по сравнению с последним кварталом прошлого года в семь раз.
Теперь российские власти, скорее всего, продадут акции "Роснефти" только на сумму, достаточную для погашения кредита, привлеченного для покупки акций "Газпрома". В этом случае в руках государства останется более 70 процентов акций компании, а на западные рынки попадет не более 12 процентов от их общего количества. Одним из последствий сокращения объемов IPO станет и отсутствие в "Роснефти" стратегического иностранного инвестора: зарубежные компании не смогут купить пакеты акций, достаточные для участия в управлении. В то же время, согласно российскому законодательству, не менее 30 процентов от размещаемого объема бумаг придется на отечественный рынок. Совсем недавно президент "Роснефти" Сергей Богданчиков заявил, что "все население нашей страны имеет возможность получить доступ к акциям государственной компании" и "можно будет купить акции без ограничений - столько, сколько хочется".