Для маэстро, имеющего уже несколько собственных фестивалей в Москве, Петербурге и городах Европы, механическое наращивание их количества вряд ли могло быть самоцелью. Вести “Киевскую Русь” ему предложила Украина, а решающим было то, что название фестиваля утверждает идею единства, а не разобщения культур. Так или иначе, украинская столица получила свой статусный фестиваль, который, возможно, не уступит в перспективе ни московскому Пасхальному, ни питерским “Белым ночам”. Об этом говорит и его афиша, где фигурируют имена нынешних “пасхальных” звезд: труппа Мариинского театра, Вадим Репин, Брин Терфель.
Впрочем, начался фестиваль в тревожной атмосфере: накануне его открытия в украинской прессе разразился скандал по поводу незаконного использования бренда “Киевская Русь”. Это название принадлежало другому украинскому фестивалю, проводившемуся в течение пяти лет и ориентированному на фольклор. Владимир Гришко, директор нового проекта и советник украинского президента, азартно отбивался от нападок СМИ и претензий организаторов фольклорной “Киевской Руси”, грозивших ему судом и бойкотом нового фестиваля. Гергиев не стал вникать в эти перипетии и решил, что искусство само расставит все на свои места. Не судится же он с производителями водки “Мариинка”! Президент Виктор Ющенко поддержал новый проект, а Гришко выработал гибкий юридический тезис, смысл которого сводился к тому, что прежний фестиваль не имел статус государственного — следовательно, не существовал. В перспективе же пообещал скорректировать название на более загадочное: “Гранды искусства на Киевской Руси”.
Нынешняя же “Киевская Русь” открылась, как и положено, в Киевском оперном театре, прославившемся не только певцами и танцовщиками, но и убийством Столыпина во время спектакля “Сказка о царе Салтане”. На церемонии презентации нового фестиваля должен был присутствовать Виктор Ющенко, но президент не появился. Владимир Гришко зачитал его приветствие, а в кулуарах объяснил, что президент уехал в Сумы: на Украине праздник музыки совпал с днями поминовения. Но обещал быть на закрытии фестиваля. Несколько дней гадали: политический ли это шаг со стороны Ющенко? Но Гергиев оказался прав, когда утверждал: музыка вне политики. Уже на второй день мариинских гастролей в публике говорили: какое имеет значение, пришел Ющенко на спектакль или нет, главное — это искусство такого уровня, которого не припомнят здесь со времен приездов Рихтера или Ойстраха. Правда, Мариинская балетная труппа привозила в Киев свои балеты “Драгоценности” Джорджа Баланчина шесть лет назад и “Балеты Фокина” в 2003 году. Но Гергиев приехал в Киев впервые за последние почти 25 лет и привез раритетный мариинский репертуар: “Парсифаль” и III акт “Валькирии” Вагнера. Открылся же фестиваль “Путешествием в Реймс” — самой зажигательной постановкой Мариинского театра, наполненной музыкальным весельем молодых певцов, успешно освоивших “бельканто” и способных синхронно петь даже витиеватые 14-голосные ансамбли Россини. Экстремальные темпы Гергиева только подстегивали эту виртуозно разыгранную катавасию, а зрители после каждой арии взрывались восторженными аплодисментами. На следующий день публика до отказа забила филармонический зал, где Алексей Володин, ученик Элисо Вирсаладзе, исполнял Третий концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, а Гергиев дирижировал Десятой симфонией Шостаковича.
В фойе обсуждали, кто как пробился на концерт. На вопрос: “Разве билеты не распространяли среди музыкантов?!” с удивлением отвечали, что вообще случайно узнали о событии: в городе нет ни одной афиши. Учащимся музыкальных школ и училищ повезло больше: им достались бесплатные места. Пока они чинно рассаживались, профессора Киевской консерватории метались по залу в поисках свободных стульев. “Наверное, билеты приносили в тот день, когда у меня не было занятий, — оправдывалась одна из преподавательниц. — Но все равно это счастье — услышать Мариинский оркестр. Ведь у нас совершенно нет возможности поехать в Питер”.
Володин сыграл рахманиновский концерт с такой энергией, что Гергиев вынужден был вступить с ним в соревнование в третьей части, загоняя темп до предельного. И все-таки пианисту удалось даже в столь стремительном движении не растерять красоту и объемность звука. Десятая же симфония произвела фурор. Самое загадочное сочинение Шостаковича, зашифровавшего в партитуре свою монограмму D-Es-C-H, — трагедийное, написанное после восьмилетнего молчания, вызванного сталинской травлей. Гергиев сыграл сокрушительный разлом души, страшную, тоталитарную атаку, разбивающую вдребезги всякие лирические иллюзии, безвоздушное пространство форте и аккордов, обреченность “замученных живьем”. И это леденящее чувство безысходности могло возникнуть только в начале ХХI века с его обыденным ощущением почти неизбежной насильственной смерти. Зал устроил получасовую овацию. “Я никогда не слышала такого оркестра, таких живых струнных, такой меди, таких чистых духовых, — сказала заведующая кафедрой русской музыки Киевской консерватории Татьяна Волошина.
— Наши оркестры сейчас в профессиональном упадке. Молодые музыканты уезжают на Запад, и услышать подобный уровень исполнения — это недосягаемая мечта. Если такой фестиваль появится в Киеве, это будет стимулировать всех нас”.
В третий вечер фестиваля, совпавший с днем рождения маэстро, в Киевской опере развернулось шестичасовое вагнеровское мистическое действо “Парсифаль”. В свое время на премьере оперы в Байрейте некоторые зрители лишались сознания от воздействия музыки, где Вагнер посягнул изобразить католические таинства на сцене. В Мариинке это лучшая вагнеровская постановка. Здесь найдено точное соотношение зрелищных ритуалов рыцарей Грааля на сцене и мистериальной акустики спектакля: хоры ангелов на зрительских балконах, оркестр, раскручивающий мерное движение сакрального шествия, “невидимые”, из-под купола, голоса. В киевском спектакле пели ведущие солисты Мариинки: Лариса Гоголевская, Михаил Петренко, Евгений Никитин, Алексей Стеблянко.
Этот спектакль, появившийся в фестивальной афише почти случайно (вместо “Семена Котко”, которого по техническим причинам не смогли привезти), лишний раз доказал тезис “искусство вне политики”. Поэтому в длинных антрактах публика возбужденно обсуждала самую животрепещущую проблему: как проникнуть теперь на последнюю программу фестиваля, где будет звучать “Валькирия” с Брином Терфелем и концерты в исполнении Вадима Репина и Игоря Четуева. Своему же певцу Владимиру Гришко, выступившему накануне с Ольгой Савовой в дуэте из “Чародейки” Чайковского, профессора консерватории хотели бы передать совет больше заниматься пением. Ведь Киевская консерватория пока носит имя великого русского классика.
P.S. Стало известно, что во время прогулки на теплоходе по Днепру Валерий Гергиев провел переговоры с генеральным консулом во Львове Евгением Гузеевым и директором Львовской оперы Эдером Тадеем о создании нового международного проекта – совместной постановки “Пиковой дамы” Чайковского во Львове силами Мариинки, “Ла Скала” и Львовской оперы.
На сайте опубликована полная версия статьи