Новости

05.05.2006 04:00
Рубрика: Происшествия

Круг второй

стал последним для экипажа и пассажиров

Российская газета| Рубен Татевосович, вы ведь не только испытывали "эрбасы" в России, но и летали в Сочи?

Рубен Есаян| Очень много.

РГ| Аэропорт труден с точки зрения аэронавигации?

Есаян| С точки зрения аэронавигации он не сложен: там есть и системы посадки и локаторная система контроля. Аэропорт сертифицирован Авиационным регистром МАК на пригодность к международным полетам.

РГ| Шесть лет назад самолет А-320 компании Gulf Air упал в Персидский залив при приземлении в аэропорту Бахрейна. По официальной версии, при повторном заходе на посадку пилот не справился с управлением. Можно провести аналогию?

Есаян| Пока ничего не могу сказать. Это только предположения. Когда "черные ящики" вскроют, наверняка и меня пригласят. Будет ясная картина. И тогда можно что-то говорить. А сейчас пока неэтично.

РГ| Некоторые говорят, что самолет А-320 рассчитан, что называется, "на дурака". Он настолько прост в управлении?

Есаян| Я проводил сертификационные испытания модификации А-320 - самолета А-319, а также самолетов А-330 и А-340. Конечно, последние модели побольше, но система управления и в тех и в других идентична. Так вот говорить о простоте управления - настоящая глупость. Это глубоко автоматизированный самолет, с большими системами защиты от ошибок человека: чтобы не позволить летчику выйти за эксплуатационные ограничения машины. Создавая А-320, после большого анализа катастроф по человеческому фактору за 25 лет, французы впервые сделали так много подобных систем. Поэтому, действительно, машина хорошо защищена.

РГ| И самолет мог совершить посадку в автоматическом режиме?

Есаян| А-320 рассчитан на посадку в автоматическом режиме. Но автомат работает при наличии наземных средств: самолет не может сесть на полосу, где нет соответствующего оборудования.

РГ| Aэропорт Сочи не имеет такого оборудования?

Есаян| Имеет. Но весь вопрос заключается в том, что в этом аэропорту не менее чем за 2000 метров от торца взлетно-посадочной полосы надо выполнять уход в случае сомнения в выполнении посадки. Чтобы успеть уйти в сторону моря с максимальным креном, набором высоты и не столкнуться с горами.

РГ| Три года назад в Адлерском аэропорту едва не закончилась трагедией посадка ИЛ-86: на пути снижения лайнера внезапно оказался параплан, летевший над морем. Не мог ли в данной катастрофе присутствовать "сторонний" фактор?

Есаян| При таких ливневых атаках, таких ограничениях видимости, да еще ночью? Исключается.

РГ| Что вы можете сказать об экипаже разбившегося А-320?

Есаян| Это был опытный экипаж.

   комментарий

Евгений Серебренников, заместитель главы МЧС России:

- Не исключено, что по результатам всех экспертиз будет изменена инфраструктура аэропорта в городе Адлер. На сегодняшний день этот аэропорт считается сложным для посадки, но всем летчикам, работающим по этому направлению, известны особенности управления воздушными судами в районе Адлера. Никаких претензий относительно состояния взлетно-посадочной полосы аэродрома до крушения самолета не было. По статистике, в 90 процентах подобных аварий определяющим является человеческий фактор: работа экипажа, наземных диспетчерских служб.

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы
Добавьте RG.RU 
в избранные источники