05.05.2006 02:50
    Рубрика:

    Светлана Орлова: Контроль за чиновниками будет усилен

    Светлана Орлова. Фото: Виктор Васенин.Российская газета: Многие независимые и даже правительственные эксперты, указывая на снижающиеся темпы экономического роста в России, говорят о том, что нашей стране еще предстоит провести болезненные преобразования. На каких реформах сосредоточат внимание парламент и правительство в 2007 году?

    Светлана Орлова: Прежде всего я хочу сказать, что у нас в стране уже созданы все условия, необходимые для выстраивания конкурентоспособной экономики, и поэтому, на мой взгляд, сейчас было бы неправильно вести речь о необходимости новых болезненных реформ. За последние годы нам удалось отказаться от необеспеченных финансами социальных обязательств перед населением. У нас в стране принято законодательство, которое позволило выстроить четкие и понятные правила работы для предпринимателей, снижены многие налоги, улучшается администрирование сбора НДС, транспортного и земельного налогов. Все цифры за последние годы свидетельствуют о том, что в нашей стране повышается собираемость налогов, а это очень важный показатель того, что экономика выздоравливает. В числе важных реформаторских шагов, предпринятых парламентом и правительством в последнее время, я бы отметила также принятие 122-го закона - так называемого закона о монетизации льгот. Его принятие позволило увидеть реальную картину того, какие категории льготников наиболее нуждаются в помощи. Для государства было очень важной задачей навести порядок в сфере предоставления льгот и компенсаций. Парламентариями за последние пять лет было принято законодательство, благодаря которому удалось создать базис постоянного экономического роста.

    РГ: Но если посмотреть данные, характеризующие структуру нашей экономики, то мы увидим, что доля природных ресурсов в отечественном экспорте постоянно увеличивается, мы все больше подсаживаемся на "нефтяную иглу". У парламентариев есть какие-то предложения насчет того, как можно исправить эту ситуацию?

    Орлова: Во-первых, очень значительная часть доходов от продажи природных ресурсов откладывается в Стабилизационный фонд и не попадает в расходы федерального бюджета. Во-вторых, России нужно было пройти период нормализации экономических отношений, преодолеть спад, начать регулярно платить людям зарплату, пенсии, решать наиболее важные социальные проблемы, заняться возвращением долгов иностранным кредиторам и т.д. Первейшие социальные задачи решены, и теперь наступил этап, когда наше государство может спокойно перейти к принципиально новой модели экономики - конкурентоспособной, основанной на высоких технологиях и инновациях, а не на продаже природных ресурсов. Для того чтобы наша страна совершила этот переход, парламенту следует принять ряд очень важных законов. В частности, нам нужно завершить разработку целого блока документов, касающихся развития свободных экономических зон. Создание таких зон даст второе дыхание освоению Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, мы предлагаем правительству в 2007 году активизировать усилия по развитию транспортной инфраструктуры. Это направление должно быть приоритетным для государства, поскольку без массового строительства новых дорог и ремонта старых быстрый экономический рост невозможен. Нужно развивать рынок транспортных услуг, а для этого необходимо не просто возводить новые дороги и мосты, но и создавать условия для автомобильной промышленности, кораблестроения. В ближайшее время будет принята нулевая ставка НДС для самолетостроения. Парламент намерен разработать и одобрить новый закон "О портах", принятие которого позволит в 2007 году запустить национальную программу реконструкции портов. Мы рассчитываем, что в 2007 году начнет действовать закон "О концессиях". Этот закон позволит частному сектору инвестировать в строительство тех же автодорог. Кроме того, в парламенте разрабатывается проект национальной программы по строительству тепловых электростанций, перехода на альтернативные источники энергии. Отечественная экономика не должна зависеть от колебаний цен на нефть и газ.

    РГ: Несмотря на бравурные отчеты о промышленном подъеме и реструктуризации экономики, очень значительная часть нашего населения наверняка не чувствует положительных сдвигов из-за быстрого роста цен.

    Орлова: И в парламенте, и в правительстве прекрасно понимают, что неудержимый рост цен способен нивелировать самые позитивные сдвиги в экономике. Решение проблемы роста цен - приоритетное направление для кабинета министров, депутатов и сенаторов. Для того чтобы решить эту проблему, следует понять причину ее возникновения. Надо отдать должное правительству, оно очень активно борется с инфляцией, не допуская лишних денег в экономику. Цены растут из-за повышения тарифов монополиями, которые действуют на топливном рынке и рынке ЖКХ. Картельное соглашение о временном прекращении повышения цен на топливо, которое в конце минувшего года заключили ряд нефтяных компаний, на деле ничего не дало. Что мы предлагаем сделать? Собственно, первый шаг парламент сделал в декабре прошлого года, когда Совет Федерации на внеочередном заседании одобрил поправки в Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В соответствии с этим законом предельные тарифы организаций коммунального комплекса отныне будут определяться правительством. До последнего времени тарифное ценообразование находилось преимущественно в ведении региональных энергетических комиссий, однако парламентом было решено, что этот процесс нужно взять под контроль центра - иначе рост тарифов в регионах станет неудержимым. Теперь мы предлагаем принять рамочный закон о регулировании цен на горюче-смазочные материалы, в котором четко оговаривалась бы процедура установления тарифов на топливо. Возможно, что в итоге в этом законе будет предложена та же схема, которая сейчас действует относительно тарифов на ЖКХ. Если эта идея будет одобрена правительством, то закон о регулировании цен на ГСМ заработает в 2007 году.

    РГ: Совет Федерации - это палата регионов, а те реформы, о которых вы только что рассказывали, в какой-то степени ущемляют их интересы. Не секрет, что за счет регулирования тарифов местные власти латали бюджетные "дыры". В концепции бюджета на 2007 год говорится о том, как парламентарии собираются защищать интересы регионов?

    Орлова: Да, конечно. Реформа местного самоуправления еще не завершена. Мы предлагаем в 2007 году передать в ведение муниципалитетов сборы за аренду зданий, помещений. К тому же региональным властям можно поручить осуществление контроля за качеством бензина. Соответственно, все штрафы за поставку некачественного топлива могли бы идти в казну регионов. Помимо прочего, в той концепции федерального бюджета на 2007 год, которая будет направлена парламентом на рассмотрение в правительство, предлагается пересмотреть методику формирования и выделения трансфертов регионам. Дело в том, что у нас в стране сложилась парадоксальная ситуация, при которой выгоднее быть регионом-должником, чем регионом-донором. Такая система несправедлива, и эту порочную практику следует поменять. Надеюсь, что это произойдет в 2007 году. Вообще я должна отметить, что количество самодостаточных регионов в России постепенно увеличивается. Это можно продемонстрировать на примере той же Кемеровской области, которую я представляю в Совете Федерации. Правительству нужно всячески поощрять именно те регионы, где экономика быстро развивается, и искать рычаги воздействия по отношению к губернаторам отстающих субъектов Федерации. Кстати, новая система назначения губернаторов - это один из шагов по созданию новой модели региональной политики. Эффективность губернаторов можно было бы оценивать, используя определенную шкалу экономических показателей: например количество построенного жилья в среднем на одного жителя области. Мы сейчас думаем о том, как эту методику оценки губернаторов можно было бы оформить в виде отдельного закона. Хочу также добавить, что благодаря новой системе назначения губернаторов резко возрос политический вес региональных парламентов, что лично я считаю очень положительным фактом.

    РГ: А вам не кажется, что теперь региональные парламенты имеют все шансы превратиться в бесправные бутафорские органы власти, готовые послушно проголосовать за любого кандидата, предложенного Москвой? Ведь не было еще ни одного случая, чтобы законодательные собрания проголосовали против претендента на должность губернатора.

    Орлова: Такого случая еще не было ни разу по той простой причине, что кандидаты на должность губернаторов отбираются президентом очень тщательно. И я считаю, что региональные депутаты не сомневаясь проголосуют против предлагаемого главой государства кандидата в губернаторы, если этот кандидат покажется им недостаточно профессиональным. Любой депутат, особенно работающий в регионе, прекрасно сознает свою близость к избирателям, связь с ними и ответственность перед ними. Поэтому я уверена в том, что, выбирая главу региона, народные избранники всегда будут руководствоваться исключительно интересами избирателей. Я убеждена, что проводимые в стране политические реформы усиливают вес парламента. Это относится и к реформе избирательной системы, в соответствии с которой выборы депутатов Госдумы будут проходить по партийным спискам. Я сама была депутатом от одномандатного округа и знаю, что в одиночку в парламенте ничего не добьешься. Другое дело - когда за тобой стоит целая партийная фракция. Кстати, усиление роли парламента скажется и на подготовке федерального бюджета на 2007 год. Вот вам лишь один пример: депутаты и сенаторы намерены добиваться изменения процедуры формирования Федеральных целевых программ. Через эти программы ежегодно распределяется примерно 1,5 трлн. рублей. Это огромные средства. Реализация Федеральных целевых программ должна осуществляться синхронно с приоритетными национальными проектами, поскольку цели у них одни и те же. Мы хотим сделать процесс создания и утверждения ФЦП предельно "прозрачным", будем обсуждать эти программы открыто в парламенте, проводить их независимую экспертизу, оценивать коррупционность. Не забывайте, что контроль за чиновниками особенно усилился после появления Общественной палаты. Я считаю, что таким образом у нас в стране зарождается настоящий парламентский и общественный контроль за деятельностью исполнительной власти, что чрезвычайно важно для эффективного развития государства.