05.05.2006 00:00
    Поделиться

    Ольга Славникова об уральских хитниках, Ирвин Уэлш об этическом беспределе и Захар Прилепин о "лимоновцах"

    Ольга Славникова. 2017. Роман. - М.: Вагриус, 2006

    Когда-то меня восхитила фраза из рецензии молодого свердловского критика Ольги Славниковой на роман Валерии Нарбиковой: "Слишком много слов". Одна фраза была, по сути, уже готовой рецензией. После этого я стал следить за Славниковой-прозаиком и, увы, читая ее вполне мастерски сделанные романы, нередко повторял про себя фразу из ее же рецензии.

    Новый роман Ольги Славниковой "2017" имеет два существенных недостатка. Во-первых, на названия типа "2008" (так называется роман Сергея Доренко) и "2017" давно пора наложить издательское табу. В самом деле, ну сколько можно эксплуатировать находку Джорджа Оруэлла с его романом-антиутопией "1984"? Надо же и честь знать, господа!

    Во-вторых, несомненно, талантливый прозаик Ольга Славникова страдает той же болезнью, что и Валерия Нарбикова. Я бы ее роман существенно "ужал". Самое интересное, самое "вкусное" с читательской точки зрения начинается примерно после 100 страниц текста. Там, где речь идет об уральских хитниках, своего рода "браконьерах" за самоцветами. Здесь появляются действительно интересные герои, вроде занудного профессора Анфилогова, который на самом деле оказывается самым матерым и удачливым хитником, и его напарника - простоватого и звероватого мужика Коляна. Здесь появляется приключенческий "драйв", страницы не перелистываешь, а впиваешься в них глазами. Поиск сокровищ - это всегда интересно, это освежает душу, возвращает в детство. Тем более что и описывает Ольга Славникова это суровое мужское дело, добычу рубинов, с редким мастерством и пониманием темы.

    Но читать об интимных отношениях главного героя, молодого ученого Крымова, с некой Таней (Валей, Маней, без разницы) - не то, чтобы скука смертная, но не "вкусно". Таню эту не видишь, в нее не веришь, да и сам главный герой Крымов на фоне изумительного Анфилогова как-то блекнет.

    Тему семьи и брака, а также их разрушения, несколько спасает любопытный образ бывшей жены героя - Тамары. Это такой тип современной бизнесвумен, с изрядным "прибабахом" в голове, но именно поэтому успешной. Она создает загадочное агентство ритуальных услуг, проще говоря, похоронную фирму, которая вытворяет черт знает что: устраивает лотереи среди скорбящих родственников, создает какие-то суперкладбища для вип-персон и так далее. В отличие от Тани Тамара - образ живой, такие женщины сейчас существуют, в это веришь. Но еще больше веришь в существование рубиновых гор, которых, скорее всего, в природе не существует.

    В конце романа автор дает свой вариант антиутопии. 2017 год. Празднование столетия революции превращается в чудовищные общественные беспорядки. Дальше, как в уже написанной повести Александра Кабакова "Невозвращенец": пьянь, бунты и казачьи разъезды. Было, было, было... И - не сбылось. И - не сбудется. Уж слишком много нам об этом пророчат...

    Ирвин Уэлш. Клей. - М.: ЭКСМО, 2006

    Книгу Уэлша купят за имя. Но тем, кто ее купит, я настоятельно рекомендую его или вовсе не читать или заранее набраться терпения и мужества. Не потому что это плохая литература. Это вообще не литература. Это - Уэлш.

    В начале девяностых годов Ирвин Уэлш выпустил свой роман "На игле" (оригинальное английское название - довольно сложный жаргонизм, связанный с наркотиками), который стал мировым бестселлером. Потрясающе-шокирующий одноименный фильм, где самой страшной и ключевой сценой является показ наркотической "ломки" молодого человека, запертого родителями в комнате (по потолку ползает, как паучок, мертвый младенец и прочие прелести), тоже немедленно стал мировым кинособытием. Кстати, этот фильм стоит показывать подросткам как антипропаганду наркотиков.

    Словом, Уэлш - писатель известный и, я бы сказал, уже заслуженный. Но слишком много Уэлша - это... слишком много. "Клей" - его второй роман, написанный до нашумевшего "Порно". По-моему, это даже не плохо, это - невозможно. Не спасают и издательские типичные для прозы этого сорта комментарии в анонсах: "Проза Уэлша - один из тех редких случаев в серьезной литературе, когда разговоры о жанре, направлении, идеологии и подтекстах никак не влияют на прочтение. Это пример чисто экзистенциального письма, прямая трансляция происходящего. Недаром сам Уэлш как-то сказал, что его книги рассчитаны на эмоциональное, а не интеллектуальное восприятие. Место действия здесь - неуютное пространство между смертью от передозировки, этическим экстремизмом и измененными состояниями сознания. Персонажи говорят на аутентичном эдинбургском диалекте с обильной примесью мата и экзотического сленга".

    Вам это надо? Тогда читайте.

    В конце концов, все-таки Уэлш.

    СОБРАНИЯ

    Виктор Михайлов

    В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ "Воскресенье" вышел пятый том Собрания сочинений известного писателя Георгия Пряхина. Он озаглавлен по-газетному хлестко и публицистично: "Русские на Кавказе". Это не случайно. Помимо крупных прозаических вещей - "Десятым сталинским ударом", "Варя большая, Варя маленькая", "Прощание славянки", ранее публиковавшихся в "толстых" художественных журналах, в том вошла избранная публицистика автора, в которой он напрямую обращается к волнующим его проблемам. И, пожалуй, самая важная, самая актуальная cегодня из них - кровоточащая чеченская рана.

    Как она возникла? Почему не заживает до сих пор, несмотря на все усилия? Как восстановить гражданский мир на южных рубежах России? Этому посвящена большая, как сказали бы в газете, "гвоздевая" статья "Жилин и Костылин, или Русские на Кавказе в 92-м году". Автор сам родился на Северном Кавказе, воспитывался в интернате вместе с детьми разных национальностей, да и сейчас нередко бывает в родных местах. И, думается, его анализ причин кавказских конфликтов и мысли о том, как их разрешить, могут быть интересны и полезны не только рядовым читателям, но и тем, кто сегодня определяет политику государства в этом регионе.

    Поделиться