05.05.2006 05:30
    Поделиться

    Полезная книжка: как правильно поступать в школу

    С 1 апреля до 31 августа идет прием в первые классы общеобразовательных школ

    - Заявление или паспорт папы или мамы, или лиц, их заменяющих. Причем заявление обязательно должны зарегистрировать в школе.

    - Медицинскую карту формы 026у-2000: ее оформляют в детском саду. Если ребенок до школы воспитывался дома, карту можно получить в поликлинике по месту жительства.

    - Копию свидетельства о рождении ребенка.

    Что нужно знать родителям?

    - Преимущественным правом зачисления пользуются дети, живущие рядом со школой (к каждой школе "приписаны" определенные дома). Также не могут отказать при приеме в школу тем детям, чьи братья и сестры уже учатся в этой же школе.

    - Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

    - В школу зачисляют детей с 6,5 года. Если на 1 сентября ребенку еще не исполнилось даже шести, а родители хотят его записать в школу, то в медицинской карте должна быть специальная отметка: "Разрешено обучение с пяти лет".

    - Во многих школах проводят собеседование наедине с ребенком. Родители имеют полное право настоять на своем присутствии.

    В 1-й класс - как в институт

    Доступность среднего образования в России для всех детей без исключения гарантируют шесть российских законов, включая такие основные, как "Об образовании", "О гражданстве", "О беженцах". И что важно, ни в одном из них и речи нет о каких-то экзаменах для будущих школьников.

    Тем не менее родители дошкольников с завидной регулярностью жалуются на то, что при подаче документов учителя предлагают малышу пройти своеобразное тестирование, по форме напоминающее вступительный экзамен.

    По словам начальника отдела общего образования Департамента госполитики в образовании минобрнауки Ирины Тарадановой, ни учителя, ни директор не имеют права давать ребенку во время приема документов никаких заданий. На встрече с родителем кроме учителя и директора школы могут присутствовать логопед и психолог, но лишь для того, чтобы просто побеседовать с ребенком и выяснить его уровень развития. Итоги беседы ни в коем случае не должны влиять на результаты "поступления". Естественно, речь идет о государственных школах и здоровых детях. Для малышей с инвалидностью или психическими расстройствами существуют специальные коррекционные учебные заведения.

    Несмотря на заверения чиновников о том, что никаких экзаменов при приеме в школу устраивать нельзя, в лучшие школы все-таки существует конкурс. Для сравнения приводим вопросы, которые используются на собеседовании с первоклашками в разных школах.

    Обычная школа:

    1. Разложи последовательно 7-8 картинок так, чтобы они проиллюстрировали какую-то историю. Составь по ним рассказ.

    2. Сгруппируй фигуры по признаку и назови этот признак - форма, цвет, размер.

    3. Сосчитай от одного до десяти и обратно.

    4. На листочке или на магнитной доске нарисованы клетки, в каждой из которых от одной до трех морковок. В центре заяц. По просьбе учителя надо передвигать зайчика направо или налево, вверх или вниз, прибавлять или отнимать морковки.

    5. Сколько тебе было лет год или два года назад, будет через два года?

    6. Расскажи о себе и своей семье, назови родственников, свой адрес и телефон.

    7. Сколько месяцев в году, дней в неделе?

    8. Какие страны ты знаешь и в какой стране (городе) ты живешь?

    9. Показывают на картинках трех птиц и стрекозу и просят сказать, кто тут лишний.

    10. Продолжи фразу:

    "Если будет сильный мороз, то..."

    "В комнате погас свет, потому что..."

    Уметь читать в принципе необязательно, но при поступлении в гимназические классы очень желательно. Могут дать прочитать небольшой текст и попросить его пересказать.

    Престижная математическая школа:

    1. Предлагается текст, состоящий из 10-15 предложений, в котором все предложения перепутаны. Нужно поставить их на свое место.

    2. На листочке нарисованы большие и маленькие круги, квадраты и овалы синего и красного цветов. Под картинкой даны примеры на сложение. Вопрос: что это за примеры, как они связаны с картинкой? Ответ: это число предметов, объединенных каким-то общим признаком. Например, 5 (маленьких красных кругов) + 7 (маленьких синих кругов). Надо решить задачу.

    3. Запомнить 10-15 слов по картинкам-ассоциациям. Например, слову "драка" соответствует рисунок иголки с ниткой, а слову "игра" - собака. Слова нужно запомнить в начале собеседования, потом карточки откладываются, а в конце нужно по карточкам вспомнить слова.

    4. Письменное задание. На листочке разбросаны кружки, крестики и квадратики. Правила таковы: рука от листочка не отрывается, можно двигаться только вперед, крестики с квадратиками "не дружат". Далее учитель диктует: "Соедини крестик с кружочком, кружок с квадратиком, квадратик с крестиком" и т.д. Нужно выполнять задания, помня о трех правилах.

    Языковая спецшкола:

    1. Как зовут тебя, маму и папу?

    2. Сколько лет тебе будет через год, через два?

    4. Какое время года сейчас за окном?

    5. Сколько месяцев в году?

    6. Какие праздники ты знаешь?

    7. Твой домашний адрес?

    8. Когда ты завтракаешь - утром или днем?

    9. Каких детских писателей ты знаешь?

    10. Какие дни недели ты знаешь?

    11. Запомни девять предметов. Потом их убирают, надо их назвать.

    12. Зачитывают десять слов, надо повторить.

    13. Придумай заголовок к рассказу.

    14. Кто такие почтальон, врач, учитель?

    15. Для чего ты идешь в школу?

    16. Прочитай текст, перескажи его.

    17. Повтори фразу на иностранном языке.

    За парту с пеленок?

    Некоторые специалисты советуют: малыша все-таки нужно провести через систему педагогических, медицинских и психологических тестов. Они помогут определить: в этом году ему идти в школу или немножко подождать. Ведь пока еще жестко не определено: в шесть лет начинать обучение или в семь.

    - В этом возрасте год - очень много, - говорит президент Российской академии образования Николай Никандров. - Ребенку раньше, чем в шесть с половиной лет, выдержать строго школьное обучение очень трудно. А в Англии, например, дети обучаются с пяти лет. В школах Англии дети зимой и осенью обучаются при температуре воздуха 13-14 градусов? При этом все в футболочках с короткими рукавами. И чувствуют себя нормально. Потому что в таких условиях обучались их мамы и папы, бабушки, дедушки и прапрапра. Учителя привыкли работать в таких условиях.

    Мы не можем автоматически перенимать чужой уклад, в частности и ранний срок обучения. Нужно протестировать конкретного мальчика или девочку и потом уже решить, в каком возрасте и в какую школу лучше идти именно этому ребенку. Не всем по силам учиться в гимназиях и лицеях. Сегодня мы уже знаем: здоровье детей, обучающихся в гимназиях и лицеях, хуже, чем здоровье их сверстников, обучающихся в обычных школах. Это связано с повышенной нагрузкой. Надо смотреть, готов ли ваш ребенок к такой нагрузке.

    СанПин для первоклашки

    Все мы помним, как в первом классе после 20 минут занятий вставали и делали зарядку: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали". Современные детки также нуждаются в разрядке после уроков и во время них.

    Если сидеть, то лучше сидеть за партой. Но еще лучше во время занятий периодически менять позу. Посидел, постоял, сел по-другому, встал, походил. Требовать от учеников, особенно от первоклашек, неподвижного сидения бесполезно. Другое дело, что менять позы, не спровоцировав в классе некоторого хаоса, трудно. Классы нынче большие.

    Сколько времени школьнику проводить за компьютером?

    Шестилетнему ребенку можно позволять не более 10 минут непрерывной "работы" за компьютером. Если сидеть больше - появятся признаки утомления. Ученикам со 2-го по 5-й класс - по 15 минут. С 6-го по 7-й класс - 20 минут. С 8-го по 9-й класс - по 25 минут. Старшеклассники могут работать за компьютером не более 30 минут. Потом обязательно нужно делать перерыв и гимнастику для глаз: поморгать, повращать зрачками, посмотреть вдаль.

    Согласно утвержденным "Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПинам) в организации учебы детей существуют жесткие нормы. Так, младших школьников обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок. На одного ученика должно приходиться не менее 2,5 кв. метра площади кабинета.

    На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. метра на одного обучающегося. Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.

    Готовь букварь летом

    Мамы и бабушки первоклассников традиционно оккупируют магазины и так называемые школьные базары: всем хочется прикупить для малышей чего поярче и покрасивее. Некоторые приходят за покупками с "увесистым" списком того, что нужно приобрести по настоянию учителя: физкультурная форма - обязательно белый верх и черный низ, особый вид обуви на "сменку"...

    Кто устанавливает эти правила? Вправе ли учителя требовать, чтобы ребенок был "экипирован" определенным образом? В отделе стандартов и программ общего образования Департамента государственной политики в образовании минобрнауки заверили: что покупать и что приносить в школу, решают родители вместе с учителями на общешкольном собрании.

    - Четких правил о форме одежды ученика, в том числе и на занятиях по физкультуре, не существует, - говорит начальник отдела Ирина Тараданова. - Но в Законе "Об образовании" есть статья 13, где речь идет об Уставе образовательного учреждения. Именно в этом главном школьном документе должно быть прописано, как решаются подобные вопросы. Как правило, они обсуждаются на совете школы, куда входят учащиеся старших классов, родители, педагоги. Это исключительно компетенция образовательного учреждения. Ни федеральные власти, ни субъекты РФ, ни муниципалитеты здесь силы не имеют.

    Словом, прежде чем бежать за чешками по первому требованию педагога, пролистайте сначала Устав школы.

    Та же ситуация и с книжками-пеналами и прочим содержимым портфеля первоклашки. Тут - никакой "обязаловки". Ручки, карандаши, пеналы могут быть какими угодно. Главное - не переборщить с весом. Ведь тот же красочный пенал с полной комплектацией в десять карандашей, три ручки, два ластика и точилки с ножницами могут весить уже граммов триста, так же как и учебник для первоклассника.

    Помните: за плечами первоклассника не должно быть больше 1,5 килограмма. И именно за плечами, а не за плечом: рюкзак нужно носить на двух лямках. Про портфели и сумки придется забыть, пока школяр не окрепнет.

    - В некоторых школах учителя понимают, что ребенку тяжеловато носить каждый день в школу ранец с книжками, - рассказывает Ирина Тараданова. - У таких преподавателей весь комплект необходимых учебников есть в классе. Ребята приходят на урок и получают буквари, а свои экземпляры оставляют дома. Если такой возможности нет, то грамотный педагог сумеет так составить расписание, чтобы было только два урока с учебниками, а третий - рисование или физкультура.

    Вес учебников без ранца должен быть не выше 1,2 килограмма. С 3-го класса вес увеличивается до 2,2 килограмма. Ученики 7 - 8-х классов без вреда для здоровья могут носить сумки уже до 3,2 килограмма. А старшеклассники - до 3,7.

    Кстати, в Москве только что вышла серия новых, "облегченных", учебников: внешне они напоминают скорее общие тетрадки. Вес одной книжки - всего 100 граммов. При этом содержание учебников не пострадало - каждый просто поделили на четыре части.

    Что в кошельке у мамы?

    Платить или не платить за учебу? С этим вопросом сталкиваются все родители и особенно - родители будущих первоклашек. Ответ очевиден, если вы выбрали для учебы ребенка частную школу, значит, ежемесячно вы готовы выкладывать от 300 долларов и до бесконечности.

    В обычной муниципальной школе по идее платить не нужно. Это "написано пером" в Законе "Об образовании". Тем более не нужно ничего платить и за зачисление ребенка в первый класс. Но, как говорится, гладко было на бумаге.

    Недавно знакомая пришла в государственную гимназию с английским уклоном, чтобы узнать, какие документы необходимо принести для зачисления ребенка. Сказали. Добавив при этом, что вместе с бумагами нужно (в обязательном порядке и сразу!) нести и "вступительный взнос" - "всего-то 20 тысяч рублей". И такие случаи не единичны.

    - Если столкнулись с таким безобразием в государственной школе, но учиться хотите именно в ней, сразу идите в прокуратуру, - советует родителям Ирина Тараданова. - Грань между благотворительным взносом и банальной взяткой слишком тонка. Если деньги родитель дает после того, как ребенок принят в школу, это взнос. А если деньги требуют с него заранее - это взятка.

    Любые родительские взносы, а каждая мама прекрасно знает, что хочешь не хочешь за охрану и питание придется заплатить от 50 до 150 рублей в месяц, должны обсуждаться на общем родительском собрании. И ни в коем случае деньги нельзя передавать, что называется, "лично в руки" классному руководителю или директору. У каждой школы должен быть свой счет в банке, и все средства должны перечисляться на этот счет. А администрация школы обязана по первому требованию родителей отчитаться, когда и на что были потрачены их "кровные".

       прямая речь

    Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:

    - Существует легальная процедура спонсорского взноса на добровольной основе. Однако, к сожалению, грань между такой помощью, которая в принципе допустима и не противоречит законодательству, и вымогательством, когда деньги требуют наличными и лично директору, очень тонка. Необходимо, чтобы все родители знали свои права: если они не хотят или не могут платить, то имеют полное право этого не д

    елать. Более того, если школа настаивает на "взносе", то она нарушает закон.

    Здесь две проблемы. Первая - это то, что с родителей требуют деньги. И вторая - деньги эти идут не на ремонт и охрану, а директору в карман. Это уголовное преступление, которым должны заниматься правоохранительные органы. Мы по мере сил тоже в этом участвуем. Мы должны четко признать факт, что деньги в образование идут, и определить правила, по которым они могут идти официально. Сегодня подобные возможности существуют, но многие предпочитают все-таки платить "черным налом". Излишне говорить, что он проходит мимо налоговых органов. В школах создается атмосфера жизни не по закону, а "по понятиям".

    Родители или бывшие выпускники могут "вкладывать" в школу деньги, но строго на добровольной основе и абсолютно легитимно. У каждой школы должны быть счет в банке и отчетность о том, на что идут деньги. Я считаю принципиально важным, чтобы круговорот внебюджетных средств в школе контролировал бы общественный орган: управляющий или попечительский совет.

    Прейскурант для родителя

    За что с родителей не могут потребовать деньги в школе:

    - при снижении установленной наполняемости классов, делении их на подгруппы при реализации основных программ государственных образовательных стандартов;

    - если ребенок учится в школе с углубленным изучением отдельных предметов, лицее, гимназии, которые реализуют общеобразовательные программы повышенного уровня в соответствии со своим статусом;

    - за факультативные, индивидуальные и групповые занятия, которые проводятся за счет часов, отведенных в основных образовательных программах.

    Если же в школе настаивают на том, что за какие-то занятия придется заплатить, поскольку они факультативные, родители вправе потребовать заключения договора о платных услугах. Его форма утверждена недавно Министерством образования и науки РФ. Это своего рода контракт между родителями и дирекцией школы, серьезная заявка на то, что права ребенка на бесплатное общее образование будут соблюдаться.

    Проверено на себе

    Не секрет, что родителям приходится частенько обеспечивать школу различными материально-техническими благами: учителя собирают деньги "на новые обои", "на мел", "на охрану"... И везде эти взносы введены в ранг неофициальной статьи дохода.

    Анна Пручкина, мама ученицы московской школы-новостройки, устав от того, что ежемесячно ее кошелек "худеет" на 200 рублей в пользу школьной охраны, обратилась с официальным запросом в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Вот что ответили чиновники:

    "...Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, а лишь вправе оказывать посильную материальную помощь на добровольной основе". Согласно Закону РФ "Об образовании" (п. 8 ст. 41) школа может привлекать дополнительные средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, предусмотренных ее уставом. Организация охраны школы к перечню оказания платных образовательных услуг не относится. Чиновники констатируют: переложение на родителей обязанностей по финансированию содержания школы стало системой.

    Частная - не значит лучшая

    Почти половина россиян уверены: хороших школ сегодня больше, чем плохих. Это выяснили в результате опроса специалисты фонда "Общественное мнение". Вместе с тем 42 процента жителей РФ считают, что по сравнению с советскими временами хороших школ все же стало меньше. Тех, кто уверен в обратном, - всего 18 процентов.

    Интересно мнение россиян о том, какую же школу можно считать хорошей. Большинство - 41 процент - называет основным критерием "хорошести" профессиональных педагогов, а вот высокий уровень образования упоминается в два раза реже. Кроме того, по данным ФОМ, родители с удовольствием бы отдали ребенка в школу, где царят благоприятный психологический климат, порядок и дисциплина, учителя получают высокую зарплату, а детишки щеголяют в единой школьной форме. Всего для одного процента респондентов синоним хорошей школы - частная.

    Плохая школа, по мнению россиян, выглядит так: неквалифицированные учителя, слабая материально-техническая база, отсутствие контроля за учениками, поборы с родителей.

       между тем

    В Москве в связи с участившимися терактами было принято решение об обязательном сборе денег на охрану школы.

    - Здоровье детей дороже, чем 20 рублей, - говорит Любовь Кезина. - Все родители обязательно должны сдавать деньги на охрану. Государство пока не в состоянии взять на себя охрану всех образовательных учреждений: пока деньги выделены только на интернаты, на дома сирот и на круглосуточные детские сады. Сколько платить, решает совет школы или попечительский совет. Но вносить деньги наличными в школе категорически запрещено, их нужно сдавать в Сбербанк и приносить в школу платежку. С охраной заключает договор директор школы. На родительском собрании родители имеют право требовать отчетности расхода денег, этим правом надо пользоваться.

       социология

    На вопрос: "Сколько денег вы готовы платить в месяц за обучение ребенка в школе?" 38% опрошенных назвали сумму менее 100$.

    30% респондентов заявили, что вообще не в состоянии платить за школьное обучение.

    1% россиян готов ежемесячно расставаться более чем с 1000$, чтобы их ребенок получил достойное образование.

    10 простых советов родителям:

    - В первый раз идите в школу вместе с ребенком. Учиться там ему, поэтому его ощущения - это самый важный показатель.

    - Оденьтесь официально. Вы идете представлять своего ребенка.

    - Заранее подготовьте ребенка к посещению школы, обсудите, что в учебе может быть интересного. Пусть он тоже проявляет любознательность и интересуется школой.

    - Разговаривайте с директором в присутствии ребенка. Понаблюдайте, обращает ли он внимание на своего будущего ученика, как разговаривает с учителями и подчиненными. Каков директор, такова и школа.

    - Подойдите к школьному расписанию. Поинтересуйтесь, каково содержание тех предметов, о которых вы не слышали.

    - Обратите внимание на ребят, которые уже учатся в этой школе. Как они выглядят, чем занимаются на переменах, как с ними разговаривают учителя.

    - Пообщайтесь с другими родителями. Их отзывы помогут вам составить полное представление о школе.

    - Пройдитесь по классам. Убедитесь, что они без сквозняков, с удобными партами, детскими рисунками и поделками, растениями.

    - Обязательно загляните в туалет: его чистота - своеобразная визитная карточка школы.

    - Познакомьтесь с будущей классной руководительницей.

    Поделиться