Среди "каменных джунглей" Тамбова затерялась несчастная деревенька Красненькая. А несчастная она оттого, что ее и поныне терзают пресловутые грани между городом и селом…
…Тамбовчанка Лилия Овсянникова, мать троих прелестных малышей - семилетнего Викентия, трехлетней Полины и годовалого Арсения, выполнив свой патриотический долг по части демографии, никак не может получить проездной билет для своего старшего сына - первоклассника.
Вся закавыка в том, что живет семья в деревне Красненькая, которая давно территориально уже вошла в городскую черту Тамбова - от Красненькой до центральной улицы города метров тридцать. Но административно деревня, как и сто лет назад, относится к Тамбовскому району, и древние споры о стирании граней между городом и селом здесь обрели материальный характер с анекдотическим оттенком.
Еще в эпоху индустриализации, которая в Тамбове пришлась на 70-е годы, прогресс обошел неказистую деревеньку, затерявшуюся среди многоэтажек, и вышел на стратегический простор - на северные окраины города. С той поры многие "деревенские" детишки учатся в городских школах, да и их родители работают, разумеется, в Тамбове.
- В конце января я и бабушка моих детей, - рассказывает Овсянникова, - стали добиваться оформления бесплатного проездного билета для старшего ребенка - ученика первого класса. Отдали документы в отдел соцзащиты Тамбовского района, где нами занималась, и занимается по сию пору Валентина Еремчук. Еще один комплект документов мы передали в тамбовскую школу № 31, где учится мой ребенок. Там нам сразу сказали, что у них нет и в ближайшее время не будет бланков на проездные билеты…
Можно предположить, что администрациям области и города выгодно держать Красненькую за деревню. Ведь в ней, практически в черте города, можно строить загородные дома, городить огороды и сады, разводить живность, строить пруды и в рамках областной программы о развитии личных подворий получать беспроцентные кредиты…
Но матери троих детей не до предположений - у нее конкретное и, по сути, пустяшное дело к чиновникам. Еремчук, добрая душа, посоветовала Овсянниковой сходить к директору транспортной фирмы, которая занимается пассажирскими перевозками. Но предупредила, что накануне директор категорически отказал в бесплатном проезде Викентию на том основании, что ребенок живет в сельской местности. И на случай неудачи порекомендовала обратиться к сыну директора, работающему на том же предприятии.
- Правда, предупредила, - уточнила Лилия, - что полномочий решать такие вопросы отец сыну не давал, поэтому предложила выбрать такой момент, когда старший будет отсутствовать, и тайно пробраться к младшему. Взвесив все "за" и "против", я от "партизанского рейда" отказалась и обратилась в администрацию Тамбовской области.
Там ее заверили, что разберутся, изыщут, помогут… Но через неделю многодетная мать узнала, что сдвигов нет. И тогда она вновь пошла в отдел соцзащиты к той же Еремчук с просьбой выдать ей письменное объяснение: на каком основании в течение трех месяцев ее ребенку не выдают проездной. С этой бумагой она могла бы обратиться в суд. У нынешних чиновников, не желающих выполнять свои прямые обязанности, в ходу универсальная отговорка "обращайтесь в суд". Но "дело о проездном билете" было явно выигрышным, и Еремчук категорически отказалась что-либо подписывать и направила Овсянникову в областное управление труда и социального развития - к главному специалисту Людмиле Соколовой.
Та пообещала "решить вопрос". Но нужного чиновника в этот день не было на месте, Соколова попросила позвонить ей на следующий день… Позвонила, и узнала, что отсутствуют все те же бланки проездных…
И тогда Овсянникова обратилась в корпункт "РГ", а корреспондент обратился за разъяснениями к Соколовой. И узнал, что постановлением главы администрации Тамбова бесплатными проездными билетами обеспечиваются только городские школьники, а касательно "деревенских" ребятишек с водителями коммерческого транспорта, обслуживающих пассажиров Тамбовского района, договориться крайне сложно…
Здесь, как видите, еще и проблема отцов и детей. Гендиректор транспортного предприятия, о котором речь шла выше, "против", а его сын теоретически вроде бы "за". Что ж, такой расклад внушает, по крайней мере, некоторый социальный оптимизм… Пока же ребятишкам со школьными ранцами приходится просительно глядеть в суровые глаза водителей автобусов и спрашивать: "Дяденька, довезете?" И дяденьки, как правило, добродушно кивают. Правда встречаются и несговорчивые дядьки, но редко. У них, наверное, жизнь не удалась…
…В этой истории, не стоящей, на первый взгляд, и выеденного яйца, обнаружилось еще одно удивительное обстоятельство: обилие районных, городских, областных отделов, управлений и других контор, занятых социальным обслуживанием населения. Только в Тамбове их не менее двух десятков. Кроме них, принимают заявления, изводят бумагу, отфутболивают посетителей различные службы, конторы по трудоустройству, фонды и центры социальной помощи… Не потому ли "социалка" работает, как механизм, в который кулем засыпали всякого рода шестеренки, рычаги, эксцентрики, гайки…
В свое время на корреспондента "РГ" неизгладимое впечатление произвел ответ чиновника на риторический, в общем-то, вопрос: почему областной комитет по экологии не выполняет предписаний областного управления по охране окружающей среды? "Что вы, - ответил он, - у нас себе на зарплату денег едва хватает, а на мероприятия у нас средств нет…"
Как говорится, без комментариев. Они здесь ни к селу, ни к городу…