Российские законодатели заранее начали гадать, о чем же будет говорить глава государства и какие установки они получат на очередной год. Между тем еще по предыдущему Посланию у чиновников остались определенные долги перед президентом: далеко не все вопросы оказались решены в течение года.
Лейтмотивом предыдущего Послания стала необходимость принятия устремленной в будущее политики, которая должна была сменить политику реагирования на накопленные проблемы, имевшую место в последние пять лет. И основной для этого была поставлена задача создания эффективного государства, включающая в себя сразу несколько условий.
"Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению", - заявил в апреле прошлого года Владимир Путин.
Владимир Путин даже лично выезжал на погранзаставы, чтобы посмотреть техническое обеспечение рубежей.
Законодательная борьба за чистоту чиновничьих рядов началась еще до Послания-2005. В феврале прошлого года как раз вступил в действие Закон о государственной службе, по которому прием на государственную работу должен осуществляться по конкурсу. Однако за год действия документа дальше дело пока так и не пошло - за 12 месяцев так и не появились специальные органы, которые должны управлять этой самой госслужбой, а их функции распылили между другими ведомствами. К очередному Посланию законодатели успели принять российский Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан", но он вступит в силу только через полгода.
Что изменил один год в среде чиновников, сказать сложно, но, согласно многочисленным опросам, граждане по-прежнему не очень доверяют большинству органов власти. А пока борьбой за светлый образ чиновника больше занимаются правоохранительные органы, периодически возбуждающие уголовные дела в отношении отдельных государственных служащих. Из свежего - дело в отношении сотрудников минэкономразвития, незаконно выдавших лицензии на импорт мясной продукции сверх установленных квот.
Укрепление Федерации как другой шаг в деле государственного строительства было с особым энтузиазмом воспринято, особенно в регионах. Хотя президент и отметил, что объединение регионов, которое к тому моменту шло полным ходом, не должно превращаться в политическую кампанию, проекты слияния посыпались, как из рога изобилия. За год до референдума довели только объединение Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, а впереди еще Камчатка с Корякией.
Важной задачей в Послании-2005 было названо проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства. В конкретных действиях, пояснил тогда президент, это должно было выразиться в сокращении срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет, затрагивающего интересы не только бизнеса, но и простых граждан, и объявлении налоговой амнистии. С первым пунктом правительство и депутаты разобрались в рекордно короткие сроки, и уже в июле президент смог поставить под законом свою подпись. Также оперативно законодатели и правительство отреагировали на предложение отменить налог на наследование.
А вот с проектом налоговой амнистии случилась заминка. Предполагалось, что граждане смогут, заплатив 13 процентов подоходного налога, вернуть ранее выведенные за границу средства в российскую экономику, и, как говорилось в рекламе налоговой кампании, спать спокойно. Но попытки минфина запустить амнистию уже 1 января 2006 года успехом не увенчались, а проект был отправлен на доработку. Исправленный документ предполагает новые сроки - с 1 июля 2006 года по 1 апреля следующего. К тому же из него исчезло первоначальное требование президента, что деньги должны быть обязательно возвращены в российские банки. Можно просто без указания источника дохода задекларировать любую сумму и заплатить с нее налог. Решить же задачу с улучшением налогового администриро-вания и вовсе не удалось.
Выступая в апреле прошлого года, Владимир Путин подверг существенной критике и работу правоохранительной системы, предъявив к ней предельно простое требование - добропорядочный гражданин должен гордиться, а не бояться человека в погонах. Возможно, на уровне силовых ведомств какие-то внутренние указы в связи с этим и распространялись, но внешне ничего нового с системой не произошло, а граждане, согласно соцопросам, все еще настороженно относятся к людям в форме.
Зато призыв к борьбе с террористической агрессией и за безопасность юга России дошел до тех, кому он был адресован. За год министерство обороны совместно с другими ведомствами провело значительную работу по укреплению южных границ России (Владимир Путин даже лично выезжал на погранзаставы, чтобы осмотреть техническое обеспечение рубежей). А несколько месяцев назад в стране появился Антитеррористический комитет, работа которого сразу же привела к ряду громких операций по поимке и уничтожению террористов. Весь комплекс мер по стабилизации обстановки в южных регионах позволил в прошлом году провести в Чечне парламентские выборы, необходимость которых также вошла в Послание.
Тема повышения благосостояния населения хоть и попала в предыдущее Послание, но не стала одной из центровых. Во-первых, требования эти не новы, а во-вторых, это обязательная забота правительства, которую с него еще никто не снимал. К тому же Владимир Путин акцентировал свое внимание прежде всего на учителях, врачах, работниках культуры и науки, а также на военных - как тех категориях, на чьих плечах "лежит забота о том, чтобы новые поколения российских граждан вырастали здоровыми, образованными людьми, сохраняющими традиции и духовные ценности своих предков". А уже осенью идея получила свое развитие и вылилась в национальные проекты, стартовавшие с начала этого года.