Пасхальные фестивали Валерия Гергиева

В 17-дневной программе успели представить и многонациональное искусство хоров, и церковные колокольные звоны, и симфонические программы, выступления звезд и победный ритуал на Поклонной горе, а в качестве ноу-хау 5-го Пасхального - Мариинские спектакли на вывоз. Нынешний акцент на региональных маршрутах отражает реальные проблемы маэстро, прицеливавшегося в условиях предстоящего "кочевья" труппы Мариинского театра к чужим оперным сценам. Корреспондент "РГ" следовал по всем маршрутам гергиевского фестиваля.

Фейерверк над Доном

Завершающим городом регионального тура стал Ростов-на-Дону, заслуживший за последние семь лет статус южной музыкальной столицы. Оперно-балетная часть местного театра сформировалась на рубеже нового тысячелетия, успев за короткое время отличиться на смотрах "Золотой маски" и закрепиться на международном оперном рынке. Во всяком случае, журнал Opera, издающийся в Англии, в своих афишах позиционирует три российских театра: Большой, Мариинский и Ростовский. Гастроли театра проходят в Испании, Португалии, Англии, Ирландии. Дирижировать в Ростов приезжают маэстро Марчелло Моттаделли и Маурицио Донес (Италия), Роберт Лайалл (США), техническое оснащение сцены соответствует самым современным параметрам.

В Ростове Гергиев с оркестром Мариинского театра сыграли программу, которую через два дня повторили в Москве в Большом зале консерватории. 2-я симфония Шумана вышла более убедительной в столичном зале, где Гергиев сдвинул звучание оркестра в сторону бетховенского драматизма с его натиском, императивностью фанфар и графически резким движением струнных в скерцо. Николай Цнайдер в Ростове исполнил Концерт для скрипки с оркестром Брамса. Как обычно, его сильной стороной оказалось осмысленное владение мелодическим речитативом в сочетании с импровизационной манерой, допускающей и "рвущий струну" звук, и грациозные колористические медитации. В ночь после этого концерта маэстро и его гостей развлекали фейерверком над Доном.

Резюме по поводу регионального тура Гергиев сформулировал оптимистично: "Я доволен, что наши выступления прошли без потерь в качестве несмотря на то, что условия других сцен колоссально отличаются от привычных, и нам нелегко было показать "Набукко" и "Фальстафа". Перспектива в том, чтобы мы вместе реализовывали открывшиеся возможности. Дело ведь не в ценах на нефть и во внимании государства, а в людях, которые стоят за бюджетом и за выделяемой помощью. Когда я вижу директора театра в Ростове или в Новосибирске, мне сразу становится ясно, какие планы и обмены можно было бы осуществить. Это, конечно, не означает, что Мариинский театр будет теперь постоянно сидеть в Новосибирске или Красноярске, но желание сделать что-то совместное есть, особенно для молодежи".

Лев и Слон

...Отыграв на Пасхальном фестивале 4 из 15 симфоний Шостаковича, Гергиев продолжит осуществлять свой проект "Все симфонии Шостаковича". Вчера в Петербурге открылся ХIV Международный фестиваль "Белые ночи", посвященный столетию композитора. Заявлен весь цикл симфоний в исполнении Мариинского и Лондонского симфонических оркестров, оперно-балетное творчество Шостаковича, инструментальные сочинения. А главным событием лета станет фестиваль "Шостакович на сцене", который пройдет с 20 по 29 июля в Национальной английской опере. Этот проект Мариинки загадочно совпадет с гастролями Большого театра на сцене "Ковент-Гардена". Впервые два бывших императорских театра сойдутся в прямой схватке в Европе, где их спектакли будут отделять друг от друга какие-нибудь 400 метров, а жить артисты будут скорее всего вместе в Strand Hotel. Большой театр покажет на сцене Королевской оперы "кассовую" программу: "Борис Годунов", "Огненный ангел", балеты "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Дочь фараона", "Золушку", "Светлый ручей", "Игру в карты" и "Пиковую даму", "Симфонию до мажор". Мариинцы же рискуют по полной программе, составив всю афишу из названий Шостаковича: "Нос", "Катерина Измайлова", "Золотой век", "Болт", "Ленинградская симфония", "Москва, Черемушки". Идею комментирует для "РГ" Валерий Гергиев.

Валерий Гергиев  | Я задумал и осуществляю весь год этот проект, посвященный памяти Шостаковича. С четырьмя выдающимися оркестрами мы играем в Лондоне в Барбикэн-холле цикл "15 симфоний Шостаковича". Мне предстоит выступить здесь не меньше двадцати раз, чтобы исполнить все симфонические и театральные произведения Шостаковича. Появление Мариинского театра на сцене Национальной оперы - часть нашей общей программы. Мои личные усилия и усилия нашей труппы - дань памяти Дмитрию Дмитриевичу.

РГ | Как вы воспринимаете ситуацию, что программа Мариинского театра пересечется с лондонскими гастролями Большого?

Гергиев | Ничего страшного. Мы не могли разводить сроки: эти даты были закреплены за нами уже давно. Нас приглашала Королевская опера, где мы традиционно выступали. Но, когда я предложил сосредоточиться на Шостаковиче, организаторы посчитали, что это будет финансовым риском. Тогда мы ответили на предложение Национальной оперы. Мы уже выступали там в зале "Колизей" после трагедии в Беслане. На этом событии присутствовал принц Чарльз, а трансляция шла на всю Европу. Сейчас нам будет интересно вернуться на эту сцену с, может, и не бесспорной, но важной для нас программой. Мариинский театр уже раз пятнадцать гастролировал в Лондоне, показывал и Прокофьева, и русскую классику. Поэтому я не стал бы ставить вопрос о конкуренции с Большим. Мне был важен Шостакович...

Лондонская критика уже начала комментировать предстоящую схватку вечных соперников - Большого и Мариинского в лондонском Вест-энде. Мариинский сравнивают со львом, Большой - со слоном. За Большим, как всегда, Москва, за Мариинским - Европа. Гергиева критикуют за упрямство и мрачную программу. От Большого ждут откровений на уровне Джульетты-Улановой. Но при любом раскладе выиграет Шостакович: его музыка будет звучать в Лондоне весь год.