Несколько лет назад уже была сделана попытка прояснить государственную политику в области демографии: была принята Концепция демографического развития страны до 2015 года. Но, откровенно говоря, документ получился скорее декларативным, поскольку конкретных программ, развивающих главные направления улучшения демографической картины, до сих пор так и не было предложено.
Президент же предложил абсолютно ясную, конкретную программу действий. Особый акцент он сделал на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми. Причем речь идет не о каких-то разовых мерах, а о минимум 10-летней программе.
Проблема, кстати, очень непростая и неоднозначная. Мировая практика говорит, что нет прямой зависимости между уровнем рождаемости в стране и социальным благополучием ее граждан. Напротив, во многих развитых странах, где и доходы населения высоки, и социальная защита, и медицинское обслуживание на уровне, рождаемость остается низкой. Но это вовсе не означает, что государство не должно искать варианты и решения, как все-таки и рождаемость улучшить, и, что не менее важно, поддержать семьи, уже имеющие детей.
Тем более что для России эта социальная группа - наиболее рискованная, поскольку рождение даже одного ребенка в наших условиях нередко приводит к резкому падению уровня доходов семьи. А примерно половина семей с двумя детьми вообще оказывается за чертой бедности. При таком раскладе любые попытки государства оказать поддержку детям и их родителям можно только приветствовать.
"Подводным камнем", как мне представляется, может оказаться финансирование предлагаемых мер. Президент поставил очень четкие задачи, назвал конкретные цифры. Например, ежемесячное пособие, выплачиваемое на ребенка до 1,5 лет, для неработающих женщин должно вырасти с 700 до 1,5 тысячи рублей в месяц, при рождении второго ребенка - до 3 тысяч. А для работавших - достичь 40 процентов от зарплаты. Для большинства российских регионов это очень и очень существенные деньги, которые могут оказаться действительно серьезным подспорьем для молодых родителей. Но и для государства это тоже серьезные траты. Не говоря уже о прочих - тоже затратных - мерах (удвоении выплат опекунским семьям, увеличении стоимости родовых сертификатов и так далее). Поэтому нужно обязательно определиться, во-первых, с источниками финансирования и, во-вторых, четко их разграничить, определив зоны ответственности федерального и региональных бюджетов, внебюджетных фондов.
Когда источников несколько, очень важна координация между ними, чтобы большие деньги тратились точно по назначению. И, конечно, очень важно, чтобы этот механизм был отображен не только в федеральном бюджете, но и во всей бюджетной системе, чтобы не получилось так, что в бедных регионах на эти цели не хватит денег.
Кроме этих в общем-то лежащих на поверхности мер, президент предложил вчера и совершенно новую вещь - создание некоего "фонда" своего собственного развития для женщин, родивших второго ребенка. Этот "базовый материнский капитал" - президент назвал сумму порядка 250 тысяч рублей - может стать существенным подспорьем для того, чтобы дать ребенку образование. Эти деньги могут пойти на увеличение пенсии самой матери или на решение жилищных проблем семьи. То есть, в сущности, государство обещает таким образом поддержать семью как раз в тех направлениях, которые сегодня являются самыми проблемными для семей с детьми. Но цена вопроса здесь может исчисляться десятками миллиардов рублей. Хорошо, что государство готово нести эти расходы.
Правда, только стимулированием рождаемости демографический баланс нам улучшить вряд ли удастся. Поэтому президент говорил как о важнейших задачах и об уменьшении смертности (здесь опять необходим целый комплекс мер в самых разных областях - от наведения порядка на дорогах до улучшения медицинского обслуживания), и о грамотной миграционной политике.
Одно опасение: задачи сформулированы четко, но сумеет ли правительство развить эти тезисы и превратить их в столь же четкие и конкретные программы? Вспомним, год назад опять же в Послании президента говорилось о необходимости обеспечения безопасности на российских дорогах, а внятной, законченной программы мы сегодня, год спустя, по-прежнему не имеем. А ведь демографическая проблема в целом куда многообразнее и сложнее, чем отдельный "дорожный вопрос".