Проблемы возникли, когда я, отгораживаясь от десятимесячной дочки баррикадой из диванных подушек, писала диплом. Трудно, знаете ли, не спать ночами и еще что-то такое умное пытаться сочинить. Еще труднее стало, когда опять-таки вопреки всем планам и намерениям, еще не дописав диплом, я поняла, что снова собралась рожать. (С эффективными контрацептивами тогда в стране была напряженка, а житейского опыта мне явно не хватило.)
Что касается решения оставить второго ребенка - свою роль сыграли два фактора: во-первых, наша пятнадцатиметровая с "хвостиком" комната на троих с мужем и дочкой имела аж 35 "лишних" сантиметров, из-за которых нас не ставили в очередь на квартиру. С появлением четвертого члена семьи поставили. А во-вторых, хотелось сына. И почему, думала я, не "отстреляться" сразу, едва закончив институт, а уже потом "набирать обороты" в карьере?
Окружающие думали иначе. Гуляя с коляской, в которой лежал второй, а первая, еще нетвердо держась на ногах, ковыляла рядом, держась за бортик, я напоролась на комментарий идущей навстречу тетки: "Нарожать каждая дура сумеет, а ты выучись да поставь их на ноги!"
Грубо по форме, зато точно по содержанию. Потому что с карьерой, даже при красном дипломе и распределении в перспективное место, с двумя нередко болеющими детьми, откровенно говоря, не получалось. Но! Зарплату платили, больничные оплачивали, и если на службе и косились, то ведь не выгоняли же! Кроме того, "ставить на ноги" детей государство худо-бедно помогало: с устройством в садик проблем почти не возникало. А поликлиника детская была ровно в десяти минутах ходу от нашего дома.
При этом в холодильнике у двух вчерашних студентов с двумя детьми, прямо скажем, было пустовато. Творог покупался только обезжиренный - он дешевле, и на тарелке к нему добавлялась не сметана, а молоко. Но с голоду не умерли. Детское пособие тогда составляло 35 рублей в месяц, пакет молока стоил 36 копеек. Если "спроецировать" на сегодняшние цены, я получала примерно 2 тысячи нынешних рублей.
Сегодня дочь примерно в том же возрасте, что я была, когда катила коляску и услышала приговор: "Дура". Приоритеты у нее примерно те же, что были у меня: учеба - карьера - семья. Но семья, заметьте, на прочном третьем месте. И ни одна из ее одноклассниц и сокурсниц рожать пока тоже не собирается, хотя возраст, если пользоваться медицинскими терминами, самый "продуктивный".
Что мешает? Во-первых, основная масса подружек учится на платных отделениях вузов, а потому "вешать" на себя и на родителей дополнительные трудности не хочет.
Во-вторых, жилищный вопрос, который у нас никогда легким не был, сегодня для большинства и вовсе беспросветен. Все разговоры о доступности жилья заканчиваются на официальных полосах газет, а на тех страницах, где печатают объявления о купле-продаже квартир, расклад уже совсем другой.
В-третьих, если кто не знает, сохранить прилично оплачиваемую работу молодой собравшейся рожать женщине почти невозможно. Норм Трудового кодекса придерживаются в основном предприятия, существующие еще с советских времен. Практически весь вновь отстроенный бизнес женщину как таковую в упор не видит - ему нужен работник. Желательно мужик или, в крайнем случае, бесполый, но толковый. Нынешние боссы в лучшем случае честно предупреждают работниц, что беременность автоматически приводит к увольнению, причем самые продвинутые выплачивают приличное выходное пособие. В худшем случае - женщину вынуждают уйти разными, не слишком красивыми способами. Сопротивляться (что в принципе, опираясь на Трудовой кодекс, вполне возможно) - значит трепать нервы, а это на шестом или седьмом месяце беременности очень чревато.
Но есть еще и "в-четвертых", и "в-пятых". Попробуй попади сегодня в детский сад. И даже попав, прикинь, сколько это будет стоить. Так же, как и школа (даже бесплатная), не говоря уже о колледже и вузе.
Летние каникулы во многих семьях воспринимаются как стихийное бедствие: где они, пионерские лагеря нашего детства? Нет, фонд соцстраха каждый год добросовестно оплачивает летний отдых примерно пяти миллионов детей. Но при этом загородных лагерей, где есть "солнце, воздух и вода", с каждым годом становится все меньше. А дети "набираются здоровья" в лагерях дневного пребывания - при городских школах.
Одним словом, ребенок сегодня, прямо как когда-то автомобиль, стал роскошью, которую далеко не всякий может себе позволить.
Я почему начала с себя? Просто чтобы показать, что еще 20 лет назад, попав в не слишком простую ситуацию, вчерашняя студентка знала: работа, зарплата и кусок хлеба для нее будут в любом случае. Будут детсад и прививки для ее ребенка. Поэтому при решении этической проблемы - рожать или избавляться от будущего младенца - экономические соображения становились определяющими лишь в крайних случаях (отсутствии мужа например).
Сегодняшняя выпускница вуза не уверена, что найдет работу, даже будучи бездетной. А рождение даже одного ребенка резко ухудшает жизненный уровень семьи. Так что сегодня с экономикой спорить очень трудно.
Вот почему за то, что сказал президент Федеральному Собранию по поводу "лечения" нашей больной демографии, и я и, уверена, моя дочь дружно проголосуем всеми четырьмя руками. Мне лично представляются глубоко неправильными так часто звучащие у нас ссылки на западный опыт: мол, в сытой Европе рожают еще меньше, чем у нас, а потому высокий уровень жизни и социальная защита, которую обеспечивает государство, на рождаемость почти не влияют. Что ж теперь вообще никак не помогать будущим и уже состоявшимся матерям? Их дети, может, и личное их дело. Но в масштабах страны, извините, это уже "проблемы материнства и детства" и "демографическая политика государства".
Да, женщине, которая не хочет детей в принципе, никакие экономические посулы не нужны. Но той, которая, вздыхая, прикидывает: если рожу второго, хватит ли силенок "поставить на ноги" первого, материальная поддержка государства еще как нужна.
Лично на мою рождаемость перспектива вылезти из комнаты в коммуналке в нормальную квартиру очень даже повлияла. А вот имевшая в ту пору социальная защита мою "дурость" подстраховала и не дала мне пожалеть о том, что решилась все-таки родить второго.
Пообещав достойное пособие на ребенка, наше государство в противовес последним пятнадцати годам наконец-то говорит: ваши дети не только ваши. А полновесный "материнский капитал" - как награда за рождение второго - и вовсе кажется навскидку замечательным ноу-хау. Хочешь - вкладывай эти 250 тысяч рублей в жилье, хочешь - в образование детское, если уж с бесплатным покончено, хочешь - в собственную старость. Главное - государство помнит, ценит и протягивает руку помощи. Почему в Эмиратах могут при рождении нового гражданина класть на его счет несколько тысяч "нефтяных" тугриков, а у нас - нет? Чем мы хуже?
Мы не хуже. И если поворот наконец-то состоялся (ну, хотя бы намечен), это уже здорово.
Сегодня 65 процентов российских семей с детьми ограничиваются одним ребенком. И лишь каждая третья семья отваживается на второго. Трое и больше детей - лишь в шести семьях из ста, имеющих детей. "Нам сегодня нужно простимулировать хотя бы стремление иметь в семье двоих детей", - размечтался президент. И слава богу, что размечтался. Это куда перспективнее, чем прозвучавшее некоторое время назад предложение стимулировать рождаемость введением налога на бездетность.
Кстати
Как отмечалось в Послании президента, демографическая ситуация в стране во многом будет зависеть и от правильной миграционной политики. О том, с какими проблемами сталкиваются сегодня мигранты в России, читайте на с. 25
Какую помощь предложил президент для родителей и детей?
Увеличить размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих мам до 1,5 тысячи рублей на первого и 3 тысяч на второго ребенка. Для работающих - пособие должно составлять не менее 40 процентов заработка.
Помочь женщине вернуться на работу могут компенсации оплаты детсадов: для первого ребенка - 20 процентов, второго - половина, третьего - 70 процентов средней платы за детсад.
Чтобы улучшить медицинскую помощь роженицам, снизить младенческую смертность, стоимость родового сертификата увеличится с 2 до 3 тысяч рублей (талон, остающийся в женской консультации) и с 5 до 7 тысяч рублей (талон для роддома).
"Большое спасибо" от государства за рождение второго ребенка в виде "базового материнского капитала" в размере 250 тысяч рублей, которые женщина сможет потратить на улучшение жилья, оплату детского образования или увеличение собственной пенсии.