Поглядев несколько выпусков подряд программы "Детали", догадываешься, что словоговорение - это ее страсть. Как песнопение, скажем, для Ларисы Долиной. Она в нее (в страсть) готова кинуться с любого обрыва с любым собеседником - будь то юная "фабрикантка" Пупуся Пупкина или известный политический журналист Алексей Венедиктов. И она будет говорить, говорить, говорить... И непременно переговорит любого. В том числе и Венедиктова - не последнего говоруна в нашем медиасообществе.
Не о ней, но и как бы о ней, написал Борис Пастернак: "Отличительными чертами этой личности были крайняя разговорчивость и подвижность". При этом главным у этой "личности" было "не общение и обмен мыслей, а самая деятельность речи, произнесение слов и издание звуков".
Занятие, к слову сказать, ничем не хуже других, и оно может быть столь же всепоглощающим, как спорт, писание стихов, секс, серфинг, дайвинг и т.д.
Нечто отдельное - страсть к перемене имиджа. Тина все время находится в поиске. То есть переодевается, перекрашивается, меняет шляпки, косынки. У нее идефикс - быть в пандан к интервьюируемому. Со стильными гостями - быть стильной. С принцессами - принцессой. С молодыми, да ранними звездами шоу-бизнеса - тусовщицей с рыжей копной волос и с вызывающим макияжем. С интеллектуалами - строгой бизнесвумен. В одних случаях она презентует себя несколько безбашенной, в других - пай-девочкой с челочкой на лбу и двумя косичками по бокам.
В том, что касается содержания и навыков интервьюирования, то здесь нет такого разнообразия. Тина едва ли не в каждом выпуске спешит сообщить, что ей 30 лет и у нее двое детей, что ее муж блондин, что она грузинская девушка, росла и выросла в Тбилиси.
Это у нее такой незамысловатый способ вызывать собеседника на откровенность: я тебе подробность из своей биографии, ты мне - из своей.
Затем, несколько фирменных присказок: "Вы же понимаете...", "Да, ладно", "О чем вы говорите". Самая характерная для нее фишка: задать вопрос и прежде, чем собеседник успеет открыть рот, выпалить по крайней мере два варианта ответа.
Разговор с Юлией Бордовских: "Представь, ведь где-то уже есть эпоха в десять лет? И вот все эти десять лет какое-то количество людей, кто-то очень точно сказал в одной фразе, наблюдают за тем, когда Юлия Бордовских улыбнется. То есть они любят тебя, они наблюдают за тобой, ты даешь им силу, ты даешь им энергию. И они по-разному воспринимают тебя, и разное про тебя узнают. Вот как ты считаешь? Из того багажа, который у тебя был, то есть тебя можно воспринимать как спортсменку, как писательницу, как актрису, как телеведущую, как светскую львицу. Как тебя сейчас больше воспринимают?"
Ее коллоквиумы отчасти напоминают галкинскую игру "Кто хочет стать миллионером?" - на каждый вопрос она предлагает несколько ответов. Если ни один не подходит участнику, она восклицает: "Ой, как интересно!"
Поза и выражение заинтересованности у нее искренние, но больно скоротечные. При первом намеке на паузу она обрушивает на визави новый поток слов.
Впрочем, довольно быстро становится неинтересно слушать и самые емкие ее вопросы-ответы. Они все по одному поводу - у человека успех и как он себя чувствует на его вершине? Или - у ее подножья? Или - когда он карабкается на нее? Или - когда срывается с нее?
Изредка она сама "срывается" в легкую желтизну. Скажем так, в акварельную желтизну. Она не впрямую задает вопрос: был ли у ее визави роман с имярек? Она говорит: развейте слухи, гуляющие по Интернету, относительно ваших романтических отношений с этим или другим имяреком.
Словом, Тина Канделаки - одна из самых сладкоголосых сирен с гламурного архипелага "Шоу-бизнес". Она его жрица и представительница. И олицетворение - в глазах миллионов.
При этом молодой телеведущей нельзя отказать в трезвом прагматизме. Видно, что она уже сегодня призадумалась о том витке карьеры на ТВ, когда ей придется перейти в следующую возрастную категорию. Когда она будет объявлять, что ей 56, и что у нее пять внуков.
Есть вариант - рассказывать детишкам сказки на ночь. Этим можно заниматься до глубокой старости по примеру "тети Вали" Леонтьевой. Но что-то не верится, что Тина Канделаки смирится с ролью сказочницы "тети Тины". У нее другой уровень амбиций. Она, судя по всему, мечтает о политической журналистике.
Хотя, почему "мечтает". Она уже ею занимается. Правда, пока на радио. На "Эхе Москвы" ей дан шанс - она ведет вечернее "Особое мнение" (с Сергеем Доренко) и работает в программе "Разворот". Ей и здесь, в мире политических реалий, "ой, как интересно". Она и здесь захлебывается словами и восклицаниями. В принципе понятно, что по ней плачет какое-нибудь политическое ток-шоу. И в принципе понятно, что рано или поздно она его получит. Потому что архипелаг "Шоу-политика" нуждается в сладкоголосых сиренах, как и все прочие шоу. Басовитые и баритонистые мужчины уже не "тянут". Светлана Сорокина ушла в тень. А ежели организовать кастинг на эту роль среди самых-самых светских львиц - Ренаты Литвиновой, Яны Чуриковой, Анастасии Заворотнюк и Тины Канделаки, то победа последней окажется бесспорной.
Я уже сейчас предвкушаю, как бы поговорила Тина в "Деталях" с четой Буш, нашедшей время для участия в шоу на канале СТС после саммита в Питере.
- Лора, мне 30 лет, у меня двое детей. У вас тоже - двое. Мне очень интересно. Вы первая леди страны. Как вы себя ощущаете в этом качестве? Вам не бывает одиноко в Белом доме? Или вы предпочитаете проводить время на ранчо мужа? Что вы говорите детям, когда они злоупотребляют алкоголем, наркотиками? Вы их наказываете? Или не наказываете?
- ...
- А вы, Джордж... Я вот сейчас подумала. Мне просто интересно. Я родилась в Грузии. По-английски она звучит как "Джорджия". Вы понимаете: вы и Грузия - тезки... Вы это знаете?
Джорджа Буша этот вопрос, думаю, поставил бы в тупик. Но разве это главное? Главное во всех случаях для Тины Канделаки было и будет "деятельность речи, произнесение слов и издание звуков". Остальное: как получится.