К своему празднику сотрудники музеев Дальневосточного региона готовятся особенно. Открываются новые экспозиции, наряду с традиционными формами возникают новые и неожиданные, которые подсказывает жизнь, как это произошло в одной из газет Владивостока, где идея организовать музей на страницах газеты нашла отклик среди читателей. Старые вещи – фарфор, лампы, фотоаппараты и швейные машинки, из вполне утилитарных предметов обихода превратились в экспонаты. А благовещенская средняя школа, где и стены дышат историей, давно не вмещает всех экспонатов в своем музее, перешагнувшем рамки школьного. Директор краевого краеведческого музея имени Н.И. Гродекова Николай Рубан поделился: в этот день все, кого интересует история, традиции и то, что называется нематериальными ценностями, смогут посетить музейные залы бесплатно. На протяжении многих лет, несмотря на финансовые сложности, это стало неотъемлемой и доброй традицией нашего любимого гродековского музея. Ибо, сохраняя и пополняя свои фонды, сотрудники музеев словно протягивают ниточку к будущим поколениям, которые по дошедшим до них экспонатам будут судить о сегодняшнем времени.
В главной роли — история
Краевой краеведческий музей имени Николая Гродекова ко Дню музеев организовал новую форму экскурсий — театрализованную. Только в отличие от театра сюжет представления диктует сама история, под нее пишут сценарий, шьют костюмы. Так, в Славянском зале в рамках одной из экспозиций посетителей встречает классная дама. Одетая в костюм прошедшей эпохи, она приглашает совершить историческое путешествие по городу, который тогда еще только готовился к празднованию 300-летия династии Романовых, и познакомиться с жителями, чей труд вдохнул новую жизнь в эти некогда пустынные земли.
Как рассказала старший научный сотрудник музея, экскурсовод Ирина Никитина, идея подобной формы проведения экскурсий витала в воздухе давно, уж очень интерьеры музейных экспозиций напоминают театральные декорации. Актриса по образованию, Ирина всегда чувствовала, что ей тесно в музейных рамках, хотелось чего-то более масштабного, зрелищного. Но сначала никто из сотрудников не знал, как подступиться к новому делу. Потом решили, что экскурсия — это тот же спектакль. Ирина составила текст таким образом, чтобы он напоминал игровой сценарий. Показала его на курсах экскурсоводов. Идея понравилась, но решили, что тогда экскурсоводу надо и одеться соответственно. Так появились шляпка с перьями, платье старинного фасона, изящная трость.
Почерпнув много дополнительных сведений из книги Григоровича о жизни и быте прошлого и ощутив аромат ушедшей эпохи, экскурсовод незаметно перевоплотилась в учительницу Алексеевского двухклассного женского училища Наталью Елизаровну Чернявскую, которая некогда жила в Хабаровске. Глядя на нее, идеей загорелись и другие сотрудники музея. Сегодня театрализованные экскурсии привлекают все больше посетителей. «Все ожило, сухие факты и экспонаты словно задышали, наполнившись новым смыслом», — делятся экскурсоводы.В музее разрабатываются и другие формы работы с посетителями: городские и загородные экскурсии, а также поездки по историческим местам Хабаровска. Каждый год в Почетную книгу музея вписывают имена людей, которые внесли вклад в развитие музейного дела — дарителей, спонсоров, сотрудников музея. В этом году на страницах появилось имя Льва Вержбицкого, который безвозмездно передал в дар музея пожизненный портрет своего деда, генерал-губернатора Приамурья Николая Гродекова, чье имя носит музей.
Музей в газете
Все началось с того, что житель города Арсеньева Приморского края Геннадий Иванович Косюк написал в редакцию приморской газеты письмо о том, что вот уже тридцать лет носит костюм, сшитый владивостокской швейной фабрикой. Похвастался: вот, мол, умели же работать. Письмо подсказало корреспонденту газеты Тамаре Калиберовой идею организовать выставку «Сделано в СССР».
Два месяца читатели приносили и присылали в редакцию фотоаппараты, ленинградский фарфор, гармонь-двухрядку, швейную машинку подольского завода и еще много интересных вещей и вещиц из прошлого века.
Так, швейную машинку, сделанную в 1953 году, Нине Оленчешской подарила свекровь. Механическая машинка прекрасно работает до сих пор. На выставке красовался радиоприемник выпуска конца пятидесятых годов. Он, как считает его хозяйка Людмила Яровая, «объявлял о низвержении Хрущева и воцарении Брежнева, о начале перестройки и о Чернобыле… и, если не подведет, еще успеет назвать преемника Путина».
Красовалась на выставке и хоккейная клюшка 1986 года, изготовленная из качественного дерева, а потому прекрасно сохранившаяся. Во временном «советском» музее можно было увидеть фарфоровую балерину, серебряный подстаканник 50-х годов, керамическую банку для чая, будильник «Слава», фотоаппарат «Зенит», олимпийского мишку.
Холодильник «Бирюса» жительница Владивостока Анна Никольская принести, конечно, не могла, но ее письмо о приобретенном в 1966 году холодильном агрегате, до сих пор работающем, тоже нашло свое место на выставке.
Визитные карточкиострова
Любое знакомство с областным центром начинается с Сахалинского областного краеведческого музея, в котором собрана богатейшая коллекция уникальных материалов по истории, этнографии и природе области.В эти майские дни кроме постоянно действующих экспозиций открыты новые выставки, посвященные Дню Победы, а также «Храм по имени Россия». Специальной комиссией для последней были отобраны семейные фотографии, в которых отображены православные обряды: крестины, венчания, соборование.
Сахалинский областной художественный музей расположен в здании бывшего японского банка, которое в какой-то мере определяет облик города. Большой зал первого этажа предназначен для выставочной работы, залы второго этажа заняты постоянными экспозициями: «Древнерусское искусство», «Искусство Японии», «Искусство Кореи».18 мая в большом зале откроется выставка «Декоративно-прикладного искусства коренных народов Сахалина и Приамурья». А малый зал отведен под детское творчество. Выставка детских рисунков «Школы восприятия», постоянно работающей при музее, называется «Поднимая занавес»: детские картины отпечатаны прямо на шторах, драпирующих стены.
Возраст одного из самых молодых музеев
России, музея одной книги А.П. Чехова «Остров Сахалин», всего десять лет. Все экспонаты касаются книги, которая стала и для современников писателя, и для нас, его потомков, энциклопедией островной жизни. Ежегодно в январе проводятся «Чеховские чтения», на которых своими большими и маленькими открытиями творчества великого русского писателя делятся японцы, канадцы, американцы.
Тайны Алексеевской гимназии
Одним из крупных поставщиков исторических экспонатов в музеи Амурской области считается благовещенская средняя школа№ 4. Классная комната, выделенная под собственный музей учебного заведения, давно не вмещает всего, что преподносят древние стены. Здание школы было построено на основании царского указа от 21 октября 1874 года в честь посещения Благовещенска его Императорским высочеством, великим князем Алексеем Александровичем. До революции там размещалась женская гимназия, которая так и именовалась — Алексеевская.
В музейной комнате множество фотографий, которые были обнаружены учителями и учениками во время летних ремонтов. Старожилы вспоминают случаи, когда под досками пола находили золотые монеты. В экспозиции есть фото XIX века, полностью сохранившееся оборудование кабинетов физики, химии и биологии, а также два классных журнала 1902 и 1905 годов. Многие раритеты были переданы в областной краеведческий музей, а в музее областного УВД хранится трехлинейная винтовка, найденная прямо в стене здания.
Эта находка позволила открыть тайну легенды о так называемом гамовском мятеже. В 1918 году рабочие и крестьяне несколько дней осаждали гимназию, в стенах которой упорно оборонялись казаки атамана Гамова. По рассказам стариков, в один момент осажденные просто исчезли из здания. В семидесятых годах старшеклассники обнаружили в стенах остатки шурфов шириной 50 на 50 сантиметров, по которым умудрялись доползать до второго этажа и заглядывать в классы через сохранившиеся решетки. Во время одного из таких рейдов и была найдена винтовка.
В прошлом году один из авторов находки Юрий Лощенко обнаружил в подвале остатки подземной железной дороги, ведущей в глубину школьного сада. Видимо, сначала по отопительным шурфам в стенах, а потом по подземным галереям мятежники и ушли от преследования.