13.05.2006 00:00
Поделиться

В Москве похоронили Константина Бескова

А с утра в столичный манеж "Динамо" проводить Бескова, который скончался на 86-м году жизни 6 мая, пришли сотни людей.

"Смерть самых лучших выбирает и дергает по одному..." Строчку из Владимира Высоцкого, написанную на смерть Василия Шукшина, в этот день вспоминали многие.

В последний путь великого футбольного деятеля провожали футболисты, тренеры столичных футбольных клубов ЦСКА, "Спартака" и "Динамо", президент РФС Виталий Мутко, первый вице-президент РФС Никита Симонян, тренер национальной сборной Александр Бородюк, а также вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский и президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков... Людей было много, много цветов. Кто-то шепнул: "В хоккее был Тарасов, в футболе - Бесков..."

Провожали футбольную легенду разговорами о футболе. Вспоминали, как трибуны кричали ему, молодому форварду "Металлурга", а затем "Динамо": "Давай, Бес, давай!" И он забивал, приводя в бешенство соперников:"Опять этот Бес забил!.."

В 1967 году Бесков принял команду "Динамо", которая в том же сезоне стала серебряным призером чемпионата и обладателем Кубка СССР, а наставнику команды было присвоено звание "Заслуженный тренер СССР"...

Говорили и о следующем этапе в тренерской карьере Бескова - спартаковском. Начиная с 1976 года, в "Спартаке" он отработал 12 лет. Вернул команде игру и доброе имя, нашел и взрастил игроков, вошедших в историю советского и мирового футбола. Шутка ли - команда девять лет подряд становилась призером чемпионата СССР.

Константину Бескову удалось в возрасте 75 лет, став после 11-летнего перерыва тренером "Динамо", установить своего рода мировой рекорд долгожительства в большом спорте: он привел команду к серебряным медалям в чемпионате России 1994 года и к победе в Кубке России 1995 года.

После он решил уйти из большого футбола, но до последнего дня мнением или советом Константина Ивановича дорожили.

В свое время Лев Филатов попытался в трех словах определить тот футбол, который исповедовал Бесков.

Первое слово было - естественный. Иначе говоря, игровой, комбинационный, наступательный - тот, что "родом из детства".

Слово второе - правильный. Это и точный выбор игроков, и теоретические занятия, и упорные, тщательные тренировки, имеющие целью добиться, чтобы команда умела держать мяч, умно им распоряжаться, чтобы каждый маневр был обоснован и оправдан. По мнению Филатова, Бескова точнее было бы называть футболмейстером, чем тренером, ибо он вечно был озабочен тем, чтобы его "хороводы" на зеленой сцене выглядели совершенными.

Слово третье - честный. С точки зрения интересов футбола к Бескову придраться невозможно. Постоянно сталкиваясь с людьми из "верхов", относился к ним настороженно, называл их "эти", не искал выгод, более всего желая, чтобы высокопоставленные дилетанты оставили его в покое. И, разумеется, имел по этой причине массу неприятностей.

Для всех он был "невозможным Бесковым". Потому что конфликтовал с мастерами, очень не любил давать интервью, поясняя, что, не занимаясь с командами серьезно, не может комментировать игру...

"В жизни должна быть радость, а футбол способен приносить ее людям", - говаривал Бесков, и в этом с ним не поспоришь.