13.05.2006 04:00
    Поделиться

    Узбекистан готов равняться на Россию

    На встречу с Владимиром Путиным в Сочи Каримов прилетел через год после событий в Андижане, которые стали последней и неудачной попыткой смены власти в странах СНГ. Еще одна "цветная революция", по сути явившаяся исламистским мятежом, была подавлена, но, как считают на Западе, довольно жестоко.

    Американцам оценка событий годичной давности стоила присутствия их военной базы на территории Узбекистана. Еще когда создавалась антитеррористическая коалиция под операцию в Афганистане, Вашингтон был вынужден создавать сеть тыловых аэродромов для транспортировки грузов, разместившихся с молчаливого согласия Москвы в азиатских странах постсоветского пространства, и в том числе в узбекском Ханабаде. На неосторожные высказывания официальных лиц Соединенных Штатов Каримов ответил предельно жестко, и, как ни пытались высокие чины Вашингтона, лично ездившие в Ташкент, переубедить узбекское руководство, в конце прошлого года им пришлось закрыть базу.

    В то же время интенсифицировался процесс сближения Ташкента и Москвы. На последнем саммите Евразийского экономического сообщества Узбекистан был принят в организацию (до конца года он должен подписать все международные соглашения в рамках ЕврАзЭС), а проявляемый Каримовым интерес к работе Организации Договора о коллективной безопасности говорит о том, что в принципе не за горами и это присоединение. Правда, как отмечают обе стороны, столь конкретно вопрос пока не стоит.

    И хотя вчера вслух Андижан уже никто не вспоминал, а разговор строился исходя из развития политических и экономических отношений между странами, в речи Каримова все равно проскакивало беспокойство по поводу политических интриг вокруг его региона. Приправлено оно было легким раздражением, что кто-то пытается лезть в дела Центральной Азии. "Проявляются серьезные попытки присутствия в нашем регионе нерегиональных сил", - подчеркнул Каримов. Чтобы прекратить эти игры, он намерен закрепить Узбекистан в сфере интересов Москвы. В частности, отдать российскому капиталу приоритетное право при приватизации узбекской госсобственности. В инвестиционном плане, считает Каримов, его страна имеет ряд преимуществ, главное из которых заключается в том, что Ташкент в свое время не торопился с распродажей. Поэтому все "лакомые куски" экономики сохранились для приватизации - в отличие от других стран на постсоветском пространстве, где и покупать-то уже почти нечего. Вчера наша страна ждала от высокого гостя более конкретных предложений, попутно отмечая, что неплохо было бы, если Ташкент поделится активами, связанными с атомной промышленностью, газодобычей и газотранспортом, цветной металлургией.

    Узбекистан теперь в целом готов равняться на Россию, которая всегда защищала и будет защищать свои интересы, не оглядываясь на кого-то или на что-то. К такому выводу, признался Каримов, он пришел, выслушав Послание Владимира Путина Федеральному Собранию. "Ваше выступление на меня лично произвело хорошее впечатление", - констатировал он.

    Президент Узбекистана для прессы говорил с большим удовольствием. Владимир Путин всего лишь подчеркнул, что накануне подписал закон о ратификации договора о союзнических отношениях между двумя странами. Заняли его слова, наверное, не более одной минуты, зато Каримов говорил все пятнадцать. Он поблагодарил своего российского коллегу за ратификацию "документа исторической важности", который в первую очередь создает необходимые гарантии обеспечения стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе.

    Поделиться