Идея создания Антифашистского фронта как широкого гражданского движения понравилась всем собравшимся на конференцию. На мероприятие явились не только партийцы - СПС, Республиканская партия, "Яблоко", но и вполне солидный состав правозащитных структур: Московская Хельсинкская группа, комитет "За гражданские права", общество "Мемориал", Московское бюро по правам человека (всего более десятка). Необходимости объяснять присутствующим причину созыва конференции не было, тут более чем красноречиво говорили цифры. Так, по данным информационно-аналитического центра "СОВА", от насилия, мотивированного национальной и религиозной ненавистью, в 2004 году пострадали 256 человек, 46 из них погибли. В 2005-м пострадавших было уже 413 человек, 31 погиб. А за неполные полгода 2006-го жертвами стали 114 человек, 15 из них погибли.
Однако из доклада Бориса Дубина из "Левада-центра" картина вырисовывалась еще более мрачная: по итогам исследований респонденты значительным большинством признают существование в обществе негативного отношения к представителям других этносов, но "62 процента респондентов считают, что те сами в этом виноваты!" "Ксенофобия действительно молодеет, - убежден Эмиль Паин из Центра по предотвращению экстремизма, - те молодые люди, которые в 1991 году выходили на улицы и громили памятник Дзержинскому, сегодня они ксенофобы". Явно имея в виду мощные милицейские кордоны вокруг гостиницы, в которой заседали участники конференции, Паин мрачно добавил: "Спасибо, конечно, властям за то, что они прислали ОМОН. Но хуже то, что власти нужно присылать ОМОН, если группа людей соберется в центре Москвы бороться с фашизмом". Впрочем, сами борцы особой солидарностью тоже не отличались. По признанию одного из организаторов Юрия Джибладзе, перед конференцией у них было намерение поставить небольшой пикет на улице, чтобы люди знали о мероприятии. Но в итоге "там стоит сейчас пикет наших противников - якобы студентов Горного института". "В части поддержки нас населением нам действительно похвастаться нечем", - соглашался и один из руководителей Республиканской партии Владимир Лысенко.
"Мне лавров не надо", - отбивался от журналистов лидер СПС Никита Белых, объяснявший, как его партия оказалась в числе не только основных организаторов, но и спонсоров конференции. Правда, у руководителя правых тут же поинтересовались, зачем принимать программу гражданских действий и основывать Антифашистский фронт, если зимой СПС уже подписывал инициированный "единороссами" Антифашистский пакт. "Пакт касался внутрипартийного поведения, это был такой кодекс чести самурая, здесь идет речь о принципиально других вещах, - начал горячиться Белых. - Как председатель партии я понимаю, что электоральных очков конференция нам не добавит, но как человек, да просто по понятиям: вы же видите - надо собирать людей!" Пакт этот недешево обошелся и соратникам Явлинского. Из выступления "яблочницы" Галины Михалевой стало ясно, что региональных партийцев пришлось убеждать не участвовать в акции чужой партии, а кончилось все равно одинаково: "Мы не подписали - нас обвинили в фашизме, СПС подписал - тоже обвинили". Михалева также пожаловалась, что проводить уличные акции стало труднее, потому что национал-большевиков или ДПНИ "с массового мероприятия выгнать физически невозможно и договориться с ними - тоже невозможно". "Меня обнадеживает, что здесь собрались люди практические, пусть сейчас появляется новая волна индивидуалистских движений, когда люди борются за право ездить с правым рулем, а это поколение отстаивает чужие права, это - люди действия", - считает глава Фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров.