Об этом заявил президент Боливии Эво Моралес во время саммита Евросоюз - Латинская Америка в Вене.
Встреча, направленная на укрепление экономических отношений, оказалась посвящена главным образом вопросу об использовании энергоресурсов. Эта тема вышла на первый план в связи с решением Моралеса о национализации нефтяной и газовой отраслей.
Европейские лидеры до последнего момента надеялись, что им удастся уговорить боливийского лидера смягчить последствия своей скандальной инициативы. Ведь национализация нанесла серьезный удар по таким европейским компаниям, как испанская "Репсол", французская "Тоталь", британские "Бритиш Гас" и "Бритиш Петролеум". Однако Моралес еще перед началом саммита фактически лишил себя возможности для маневров.
"Более 500 лет Запад грабил наши ресурсы. Теперь этому положен конец", - заявил он журналистам. "Если бы мы присвоили себе чужое имущество или технологии, тогда можно было говорить о компенсации. Но в нашем случае речь об этом не идет", - добавил боливийский лидер.
Но на этом Моралес не остановился. Он обрушился с критикой на бразильскую государственную компанию "Петробраз", которая, по его словам, действовала в Боливии незаконно и уклонялась от уплаты налогов. С учетом данных обстоятельств Моралес отказал бразильцам в праве на компенсацию, которую те намерены теперь потребовать через суд.
"При всем уважении к Бразилии и всему остальному миру я считаю, что у них нет никаких причин обсуждать наши действия и проводить консультации в отношении политики суверенного государства", - подвел итог глава Боливии.
Впрочем, не меньше поводов для беспокойства дает европейским энергетическим компаниям и политический кумир Моралеса - президент Венесуэлы Уго Чавес. Он готовится установить в своей стране новый налог на нефтяную отрасль.
Саммит Евросоюз - Латинская Америка принес немало неприятных сюрпризов всем приехавшим в Вену лидерам 56 государств. И стал настоящим "бенефисом" для Чавеса и Моралеса. В австрийской столице все разговоры были только о них. Если пресса и обращалась к другим участникам встречи, то только для того, чтобы выяснить их мнение о боливийско-венесуэльском дуэте.
Дело дошло до того, что обиженный откровенным равнодушием со стороны СМИ перуанский президент Алехандро Толедо в сердцах заметил: "Чавес - президент только одной Венесуэлы, но не всей Латинской Америки". В то время, как глава Мексики Винсенте Фокс о заявлениях венесуэльского и боливийского лидеров отзывался не иначе как "демагогия и популизм". Но эти оценки лишь подогрели интерес журналистов к "нехорошей парочке". А те старались вовсю, по сути, затмив шоу в собственной постановке все мероприятия саммита.
Так, вместо участия в коллективном ужине участников саммита Чавес ушел встречаться с антиглобалистами. А когда одна из аргентинских антиглобалисток в бикини помешала фотосъемке участников венской встречи, венесуэльский лидер послал ей воздушный поцелуй. "Она была красивой и мне захотелось ее поцеловать", -объяснил он свой поступок журналистам. Те были в восторге.
Наиболее деликатным оказалось в Вене положение бразильского президента Лулы де Сильва. С одной стороны, Запад воспринимает его неоспоримым лидером Латинской Америки (Лулу был приглашен на саммит "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге). Но в то же время ему важно не дать главе Венесуэлы возможности оспаривать положение Лулы в качестве главного выразителя интересов латиноамериканцев.
Между тем
По мнению экспертов, как бы президенту Бразилии ни хотелось "разобраться" с Моралесом силой, направив войска для защиты интересов своей страны в Боливию, сегодня он вынужден сдерживать себя, чтобы не стать в глазах руководителей других государств Латинской Америки "инструментом" западной политики. И не позволить Чавесу использовать эту ситуацию для дальнейшей "радикализации" континента.