Последняя политическая "фишка" - срочно нужно решать демографическую проблему. Вчера свою лепту в этот процесс внес Конституционный суд, огласивший решение по делу о проверке конституционности статьи 153 знаменитого 122-го закона о внесении изменений в законодательные акты РФ. Напомним, что в запросе заявителей - мэра Твери и Тверской гордумы - речь шла о праве этого уровня власти повышать плату за содержание ребенка в детском саду. Тверская мэрия с 1 января 2005 года повысила обязательную плату почти в полтора раза. Однако решение это было оспорено прокуратурой, и в итоге дело дошло до КС.
Аргументы заявителей были вполне понятны. Ведь до 122-го закона содержание детей в дошкольных учреждениях регулировалось еще постановлением Верховного Совета РСФСР 1992 года: родители платили 20% от всех расходов на содержание ребенка. Однако сейчас ситуация изменилась, и, по словам представителя заявителя Марины Якутовой, теперь, "когда постановление Верховного Совета отменено, основания правовые исчезли и никаких субвенций на содержание детей в детских садах вообще не предусмотрено". "Вся обязанность держать установленную на 1 января 2005 года плату укладывается на плечи местных бюджетов, а большинство местных образований в связи с проведенной в стране бюджетной реформой стали дотационными даже по сравнению с тем периодом, когда еще действовало постановление Верховного Совета", - поясняла ситуацию в ходе слушаний Якутова.
Вчера же КС огласил постановление, в котором признал действующую норму не противоречащей Основному закону. Однако в мотивировочной части постановления судьи весьма подробно прописали причины своего решения. Так, в постановлении КС уточняется смысл оспариваемой статьи 153 ФЗ N 122: "Изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Это означает, что тем самым пролонгируются федеральные гарантии общедоступности дошкольного образования, которые содержались в постановлении Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 года". Также в тексте весьма подробно прописаны права органов местного самоуправления по организации деятельности муниципальных дошкольных учреждений. Причем судьи уточнили, что "расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов". Таким образом, намеки заявителей на тот факт, что губернаторы не спешат делиться, были услышаны и отлично поняты. Что же до 122-го закона, то КС в своем решении уточнил, что оспариваемая норма на самом деле "предполагает обязанность органов местного самоуправления сохранить сложившиеся по состоянию на 31 декабря 2004 года пропорции в распределении детей в муниципальных дошкольных учреждениях между родителями и муниципальными образованиями".
Заявители оглашенным решением КС, конечно, были расстроены. Но, видимо, они не учли, что тот месяц, пока в суде готовилось постановление, уже кое-что случилось. В Послании Федеральному Собранию на прошлой неделе Владимир Путин заявил о необходимости ввести компенсацию затрат родителям на детское дошкольное воспитание: для первого ребенка - на 20 %, для второго - 50% и для третьего - на 70%. Видимо, это решение, фактически возвращающее уничтоженное 122-м законом постановление Верховного Совета (а также заметно дополняющее его), не прошло мимо присутствовавшего на церемонии оглашения Послания председателя Конституционного суда Валерия Зорькина. И, поскольку КС всегда старается корректировать свои постановления с учетом законодательного процесса в обеих палатах парламента, вероятно, судьями было решено предоставить депутатам дополнительное время для выполнения рекомендаций президента.