19.05.2006 02:00
    Поделиться

    Россию ожидает жаркое лето - от пожаров

    Паводки еще не прошли, а леса уже в опасности - видимо, в этом году нам придется пройти и через воду, и через огонь. Летом на территории РФ прогнозируется превышение среднемноголетних значений количества очагов и площади ландшафтных пожаров. Как сообщили "РГ" в центре "Антистихия" МЧС России, в мае загорятся леса Приморского края, Амурской области, Еврейской автономной области (Дальневосточный федеральный округ), большей части Сибирского и Уральского округов, Республики Башкортостан, Оренбургской области (Приволжский округ), Краснодарского и Ставропольского краев (Южный округ). В июне "красного петуха" ждут в Приморском крае, Амурской области (Дальневосточный округ), на Алтае, в Бурятии, Тыве и Хакасии, Алтайском и Красноярском краях, в Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях (Сибирский округ), в Курганской и Тюменской областях (Уральский округ). В июле пожары продолжатся на территориях Дальневосточного, Сибирского и Уральского округов, охватят Северо-Западный округ (Карелию, Архангельскую, Вологодскую, Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области) и Центральный округ (Брянскую, Калужскую, Московскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области).

    Предстоящее лето в России будет жарче, чем предыдущее, так что вероятность лесных пожаров увеличивается. Директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд обратился к дачникам с просьбой не поджигать траву: это не дает никакого эффекта, зато может вызывать возгорания торфяников и лесные пожары. Тем более что метеорологическая ситуация способствует возникновению пожаров: лето будет теплее обычного, а дождей будет мало.

    - Мы подтверждаем, что те представления, которые сложились еще в марте у метеорологов, верны: на европейской и азиатской части страны лето по температуре будет выше нормы или около нее, кроме того, мы не ожидаем избытка осадков, - заявил Роман Вильфанд. - Это позволяет метеорологам заключить, что вероятность летних пожаров гораздо выше, чем в благополучном 2005 году. Прошлой весной почва была переувлажнена до двухметровой глубины: запаса хватило почти до конца осени и пожаров практически не было. В этом году влаги всего на 30-80 сантиметров под землей: осенью почти не было дождей. Летом обязательно бывает 7-8 дней, когда держится температура выше 26-27 градусов. Тогда почва пересохнет, и могут начаться пожары.

    Если прогноз экспертов будет оправдываться, то властям придется идти на крайние меры - запрещать или ограничивать посещение лесов в Московской области - в первой декаде июля в Шатуре, Егорьевске и Орехово-Зуево традиционно начинают гореть торфяники, едкий дым от которых при жаркой безветренной погоде может висеть над столичным регионом несколько суток. На прошедшем в МЧС межведомственном совещании было принято решение, что милиция в случае необходимости на период высокой пожарной опасности в лесах "обеспечивает запрет на посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда".

    А ведь ситуация с Москвой является "моделью" для России. Сильное задымление вследствие лесных и торфяных пожаров может быть также в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Тверской, Вологодской, Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской, Смоленской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Брянской, Орловской, Липецкой областях, Якутии, Эвенкии. Например, летом 2002 года, когда повсеместно горели торфяники, в зоне интенсивного и продолжительного (иногда до нескольких месяцев) задымления оказалось 20 процентов всего населения страны.

    В августе и сентябре будут гореть леса на Алтае, в Кемеровской, Новосибирской, Томской, Нижегородской, Пензенской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях, в Карелии.

    - Человеческий фактор - вещь упрямая. Сколько ни ставь запрещающие знаки, все равно будут разводить костры, жарить шашлыки. Многие ведь живут по принципу "Мне хорошо, а после меня - хоть потоп, хоть пожар!" - говорит психолог Екатерина Дробышева. - Пока сами не пострадают, никакие устрашения не помогут.

    Так, во Владимирской области дачники, открыв сезон, уже спровоцировали первые пожары. 3 мая жители деревни Хорошовка Юрьев-Польского района жгли зимний мусор и сухую траву на обочинах деревенской дороги - заполыхало несколько домов. Из города и райцентра прибыли 12 пожарных расчетов, но им удалось отстоять только оставшиеся двадцать домов, еще десять сгорели. К счастью, люди не пострадали. Аналогичный случай произошел в деревне Потаповка Гусь-Хрустального района. Дачник из Москвы решил сжечь мусор и прошлогоднюю траву, а в итоге сгорело семь домов местных жителей. Всего за первую майскую неделю во Владимирской области именно из-за "борьбы с сухой травой" уже произошло более ста пожаров в деревнях и селах. Это почти в два раза больше, чем в прошлом году за этот период.

    - Главной причиной в 50 процентах случаев природных пожаров в Омской области, Агинском Бурятском автономном округе, Кемеровской, Новосибирской, Саратовской, Тюменской и Смоленской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, республиках Дагестан и Калмыкия являются сельскохозяйственные палы, - сообщили "РГ" в центре "Антистихия". - Дороже всего обходится тушение пожаров в Дальневосточном округе - 250 миллионов рублей или 35 процентов от всей суммы, выделенной на эти цели. В этом году увеличение затрат на тушение лесных пожаров прогнозируется в Дальневосточном, Сибирском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах.

    Если не жалко леса, подумайте об охоте - от пожаров больше всего страдают животные. Мелкое зверье гибнет, крупные пытаются уйти, хотя зачастую и некуда, птицы улетают, но в гнездовой период гибнут их гнезда. С уничтожением болот многие виды лишаются относительно спокойного и уединенного места обитания. Абсолютно все животные испытывают сильное беспокойство, и этот стресс еще долго сказывается на их поведении. Например, известно, что после лесных пожаров появляется много медведей-шатунов, которые не ложатся в берлогу.

    - Снегозапас после этой зимы небольшой, почва и трава быстро потеряли воду - в результате обширные пространства получили дефицит влаги. Отсюда и возник очень высокий уровень пожарной опасности, - заявил "РГ" начальник центра "Антистихия" МЧС России Владислав Болов. - Самое главное, что борьба с пожарами зависит не только от МЧС и Рослесхоза, но и от органов власти на местах, в первую очередь - от милиции. Ведь если бы наказывали за нанесенный ущерб, то желание беспечно бросать непотушенные костры и разжигать сельскохозяйственные палы пропало бы.

    Поделиться