Михайлов | Ситуация не безвыходная. Со времен распада СССР произошло и мощное сокращение численности наших войск. Вспомните: 500 тысяч было в ВВС, 500 тысяч - в ПВО, это ж миллионная армия! А сейчас, после объединения ВВС и ПВО, - меньше 200 тысяч, сокращение в 5 раз.
При этом самолетов осталось достаточно - зачем что-то покупать, если они еще не устарели? И если я возьму новые, куда девать эти, которые еще до 2015-2020-го, а некоторые даже до 2025 года должны работать. Неразумно же. Вот если бы советская структура, предположим, сохранилась, тогда новые самолеты действительно были бы нужны - на постепенное обновление парка. Но сегодня мы пошли другим путем.
Российская газета | Каким?
Михайлов | Сохранили весь научный потенциал авиастроения и вертолетостроения. И используем экспорт самолетов, чтобы на вырученные деньги вести разработку новой техники. В итоге с 2002 года начали работать по истребителю 5-го поколения, по легкому, среднему и тяжелому транспортным самолетам, по учебному самолету и по вертолету. Учебный у нас уже появился - Як-130. В апреле 2005-го завершены испытания тяжелого транспортного Ил-76МФ, есть заключение, что его надо производить. Были бы деньги.
РГ | Похоже, главная надежда России в небе - истребитель 5-го поколения. Он не даст нам отстать от США, позволит выиграть любой воздушный бой, а еще и миллиарды от экспорта принесет. И вдруг не так давно вы заявляете, что средства, выделенные на разработку этой надежды, идут на другие цели. В частности, на создание нового гражданского самолета с нерусским названием RRG...
Михайлов | Все было немного не так. Я сказал, что если бы на фирме Сухого не было программы RRG, наверное, пятое поколение мы бы двинули энергичнее. Ведь если человек занимается двумя направлениями, одно из них считая приоритетным, то второе несколько упускает. И то выступление имело результат: гендиректор "Сухого" Михаил Погосян позвонил мне уже через час: "Да ничего я не упускаю!" И после этого мы так даванули...
В итоге завершаем второй этап создания самолета. Потому в том, что истребитель 5-го поколения взлетит в установленный срок, то есть в 2007 году, у меня нет сомнений.
РГ | Еще одна надежда российских ВВС - Су-34, идущий на замену фронтовому бомбардировщику Су-24. Когда он придет в полки?
Михайлов | Уже в этом году мы получим две первые серийные машины. Одна машина сейчас в сборочном цехе, ее готовность очень высокая. А вторая - на компоновке, должна выйти где-то в сентябре. Тем более деньги на Су-34 выделены - миллиард 600 миллионов.