19.05.2006 02:00
    Поделиться

    Анна Нетребко: Я никогда не ходила по струнке

    В рамках V Московского Пасхального фестиваля в Краснодаре прошел единственный концерт с участием Анны Нетребко. Звезда мировой оперы прилетела на Кубань, прервав свое зарубежное турне, а художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев сказал, что столица казачьего края была на этот раз включена им в региональную программу фестиваля по просьбе Ани.

    Она уехала из Краснодара в 16 лет, и хотя с тех пор регулярно бывала здесь, но приезжала не как певица, а просто в гости к родным, поэтому в городе, где массовая публика слушает оперу нечасто, ее имя было известно лишь знатокам музыкального искусства. Но когда появились афиши с перечнем престижных наград землячки, местные журналисты ринулись листать подшивки газет, искать информацию в Интернете, и накануне "культурного десанта" питерцев об Анне Нетребко заговорил весь город. Даже глава края Александр Ткачев пообещал устроить нагоняй своим советникам, не просветившим его в свое время, что оперная дива, которой рукоплещут Лондон и Нью-Йорк, Мадрид и Милан, родилась и выросла в Краснодаре. "У нее ведь и фамилия казачья, - заметил он, - выходит, наша Аня там, за границей, представляет не только Россию, но и Кубань. Думаю, такой доблестный труд должен быть отмечен по достоинству". С этими словами губернатор вручил певице медаль Героя труда Кубани.

    На следующий день Гергиев вместе со своим оркестром улетел в Ростов-на-Дону. Нетребко ждала Вена, но прежде чем отправиться в австрийскую столицу, она еще на сутки задержалась в Краснодаре. На этот раз Аня провела в родном доме почти три дня, в один из которых мы и встретились.

    Для дома с высокими лепными потолками время будто остановилось и только по выбитой сверху дате понимаешь, что он построен в 1905 году. Внутри все обустроено так, как это было принято когда-то у казаков: на стенах много фотографий в рамочках, старинных и современных, по центру самой большой комнаты изразцовая печь с камином, в углу пианино - то самое, под аккомпанемент которого будущая звезда училась петь.

    - Вот это моя крепость, - говорит Аня. - Здесь я черпаю силы и набираюсь новой энергии. Поэтому, как бы ни было сложно вырваться, два-три раза в год стараюсь приезжать в Краснодар. Надолго теперь уже не получается, но пару дней выкраиваю. Похожу по любимой улице Красной, выпьем с подружками замечательного папиного вина, наговоримся вволю - и можно дальше продолжать жить в том же сумасшедшем ритме: репетиции, концерты, гастроли - все расписано на пять лет вперед. Этот дом для меня, что для Ахилла родная земля. Он помогает крепко стоять на ногах.

    Родословная

    К разговору о семейных традициях подключается Юрий Николаевич Нетребко, отец Ани.

    Российская газета: По старым фотографиям я поняла, что ваши предки из потомственных казаков?

    Юрий Нетребко: Когда Екатерина подарила эти земли казакам, в составе переселенцев из Запорожской Сечи были два брата Нетребко. Один из них осел в районе Гривенских лиманов, в низовьях реки Кубань, а второй - по дороге на Ейск в районе Старомышастовского куреня. Мой дед по линии отца был писарем этого куреня, у нас даже фотография его сохранилась. А уже его сыновья, в том числе и мой отец, получили высшее образование. Отец был известным гидрологом, участвовал в проектировании Шапсугского и Краснодарского водохранилищ. Я пошел по его стопам, окончил Ленинградский горный институт и до сих пор занимаюсь гидрологией. Когда-то в этом доме жили папа, мама, младший брат, я с женой и двумя детьми. Большая семья. А после смерти жены я здесь один остался. Старшая дочь с мужем и внучкой живет сейчас в Дании, Аня по всему миру путешествует. Ну а сюда обе приезжают, особенно младшая любит этот дом. Что касается традиций казачества, то они всегда были крепки в нашей семье. Думаю, и дочкам передался казачий характер.

    РГ: А от мамы что досталось?

    Анна Нетребко: По линии мамы, говорят, даже цыганская кровь присутствует. Но в отличие от папы история ее семьи окутана тайной. Якобы документы, в том числе и метрики, после революции пришлось уничтожить. Прабабка была из дворян, поэтому хранить все это тогда было просто опасно. И еще я слышала, что как раз эта прабабка хорошо пела. Я, наверное, в нее пошла.

    РГ: А петь когда начали?

    Анна Нетребко: Да сколько себя помню, столько и пою. Хотя в детстве чем только не увлекалась. И рисованием, и акробатикой, и лошадьми. Я хотела быть драматической актрисой, киноактрисой, как все девочки. Но потом поняла, что мое призвание - это классическое искусство, опера. И очень рада, что не ошиблась.

    Дуэт с кувырком

    РГ: Аня, слышала, вам в детстве не раз доставалось от школьных учителей?

    Анна Нетребко: Было дело. Просто я никогда не умела ходить "по струночке" и подчиняться указаниям, с которыми была не согласна. По этой причине не сложились отношения с директором школы и классным руководителем. Мне не нравится, когда детей пытаются "ломать", всех причесывают под одну гребенку. Я всегда сопротивлялась, поэтому сохранила индивидуальность. Но были учителя, перед которыми до сих пор преклоняюсь. Никогда не забуду свою первую учительницу Светлану Ивановну Роян - потрясающий человек. Часто вспоминаю еще одну Светлану Ивановну, преподавателя русского языка и литературы. Обе они очень много мне дали.

    РГ: А Дворец пионеров?

    Анна Нетребко: Он подарил друзей, которые до сих пор со мной. Они меня любят за то, что я - это я, а не потому, что стала звездой, как теперь меня называют. И я их очень люблю и все про них знаю. Мы по телефону часами можем разговаривать! На Западе психотерапевты, а у нас - подруги. Поговоришь и будто дома побываешь. Вчера они на концерте были, вы обратили внимание, как я со сцены им рукой махала? Когда глянула в зрительный зал, то столько знакомых лиц увидела! Мы потом до часу ночи с девчонками просидели. Гергиев в гости к губернатору пошел, меня тоже пригласили, но извинилась и не пошла. Хотелось с друзьями подольше пообщаться. Вот и сегодня жду своих ребят в гости. Мы снова соберемся в нашем доме, как всегда это делали в детстве.

    РГ: В фонотеке краевого радио сохранились записи ансамбля "Кубанская пионерия" с вашим участием. Вы лет семь были солисткой этого коллектива, но как-то почти на целый год прервали занятия. Почему?

    Анна Нетребко: Я просто разрывалась тогда между ипподромом, занятиями рисованием, акробатикой и пением. Хотелось все успеть, однако не всегда получалось. От педагогов из Дворца пионеров получала нагоняй, многие считали меня чуть ли не лентяйкой, вот и пришлось на какое-то время оставить занятия в ансамбле. Но потом вернулась, в основном из-за друзей, вместе с которыми летом 1986 года мы отдыхали и пели в "Артеке".

    РГ: А все остальные увлечения пришлось забросить?

    Анна Нетребко: Некоторые до сих пор не забросила. Ведь я и сейчас сальто кручу. Вы знаете, что я выделывала в Метрополитен-опере на премьере "Дона Паскуале"? Мы там носились по сцене, во время верхних нот творили вообще что-то немыслимое. А в самом конце дуэта я делала кувырок через голову, что вызывало просто дикие овации. То есть школьная акробатика пригодилась. Что касается противоречивых отзывов в свой адрес, то я к этому уже привыкла. Одни говорили, что и голос, и талант есть, а другие напрочь это отрицали. Кстати, я сама поверила в собственные силы лишь пару лет назад, когда увидела, как публика в течение нескольких минут аплодирует стоя.

    Юрий Нетребко: Я думаю, это справедливая награда. Талант талантом, но без ежедневного упорного труда ничего не получится. Уж я-то видел, как она самоотверженно занималась. И в Краснодаре, и в Санкт-Петербурге. Два года в Мариинке подрабатывала уборщицей. Не ради денег, а чтобы иметь возможность смотреть все спектакли, слушать и учиться. Я ее, конечно, ругаю, что консерваторию так и не окончила, диплом не получила. Все ей некогда, гастроли мешают. Это не оправдание.

    Анна Нетребко: Ну, пап, не ворчи. Когда со мной заключают контракты, никто не спрашивает ни дипломов, ни трудовых книжек. Визитная карточка - это мой голос. Вот недавно прочитала о сумасшедших гонорарах, которые я якобы получаю. Это ерунда. Платят мне, безусловно, неплохо, но совсем не те суммы, которые там указаны. Только недавно появилась своя квартира в Питере. Там есть папина комната, комната для подруг, которые постоянно приезжают ко мне в гости. А квартиру в Нью-Йорке купила для удобства и экономии. Я там в последнее время чаще всего выступаю, а гостиница стоит дорого. На Западе я так часто пою совсем не из-за денег. Просто считаю, когда тебя приглашают петь в таких театрах, отказываться нельзя. Жизнь, понятно, превратилась в клетку: все время пою, постоянно в дороге. Но мне это нравится. Что касается выступлений в России, то я намерена увеличить их количество. Я все-таки русская певица. И должна в первую очередь петь для своих соотечественников.

    Южный стиль

    РГ: Когда вы приехали в Санкт-Петербург, чувствовали себя провинциалкой?

    Анна Нетребко: В первое время многие подсмеивались над моим краснодарским вкусом, южным говором, манерами. Но я такой человек: в одно ухо влетит - в другое вылетит. Меня все это особо не трогало, я продолжала делать свое дело.

    РГ: А что такое краснодарский вкус?

    Анна Нетребко: Не строгий, южный. Здесь особый темперамент, думаю, по мне это видно. Я, безусловно, везучий человек (стучит по столу), но мне постоянно нужно что-то доказывать. Так было всегда.

    РГ: А вот нужны ли какие-то "подпорки", чтобы добиться славы?

    Анна Нетребко: Никакие подпорки не помогут, если не умеешь петь. Иногда слышу: "Она любовница дирижера либо режиссера, поэтому стала примадонной". Это, наверное, может "прокатить" в провинциальном театре, где три певца и нет выбора. А на серьезных сценах ни один менеджер на тебя не сделает ставку, несмотря на любые протекции, если не уверен, что ты соберешь залы. У меня, конечно, характер не подарок. Часто спорю с режиссерами, но только для пользы дела. Потому что хочу, чтобы учитывалась моя индивидуальность. Мне кажется, это получилось в "Войне и мире", хотя пришлось отстаивать перед Андроном Кончаловским свое видение образа Наташи Ростовой. Эта героиня мне всегда была близка. Может, потому, что Наташа очень русская? И не идеальная, как и я. Сомневающаяся, мятущаяся, делающая ошибки. Но очень жизнерадостная и жизнелюбивая. Когда я была в возрасте Ростовой, вела себя абсолютно так же. Вероятно, потому эта партия далась мне так легко.

    РГ: А где вашу Наташу воспринимают лучше - на родине или за рубежом?

    Анна Нетребко: В России я получила Государственную премию, а за рубежом был оглушительный успех. Ведь "Война и мир" - часть русской культуры, которая обладает особым магнетизмом. Кстати, известие о награждении Госпремией застало меня в Лондоне. На следующий день после премьеры в Ковент-Гарден позвонили и сказали, что нужно срочно лететь в Москву. И даже не сообщили для чего. Пока не оказалась в Кремле, не поняла, насколько все серьезно. Когда президент вручал награду, я ужасно смутилась. Он поздравлял, говорил хорошие слова, а я что-то бормотала в ответ, еле связывая слова.

    РГ: Недавно в прессе появилась информация, что вы оформляете гражданство Австрии. Это правда?

    Анна Нетребко: Да, но это будет мое второе гражданство. Я остаюсь гражданкой России, но, поскольку много работаю за границей, иностранный паспорт облегчит переезды и оформление виз. Во всем остальном я русская была, есть и буду. Много выдающихся русских работают во всем мире, прославляя тем самым нашу страну.

    Вот Ирина Мишура из Краснодара сейчас живет в Америке, поет в Метрополитен-опере. На сцене Мариинского театра с большим успехом выступают выходцы с Кубани. Галина Сидоренко, Злата Булычева, Леонид Захоржаев, Виктор Черноморцев. Так что у нас там, можно сказать, уже свое землячество появилось. Получается, что "краснодарский стиль" сегодня востребован.

    Поделиться