Михаил Фрадков обвинил бизнесменов в безответственности

"Достижение успеха в формировании благоприятного инвестиционного климата невозможно без обоюдной ответственности бизнеса и государства, это одна из областей, в которой ответственность бизнеса и государства соприкасаются", - сказал Фрадков.

Скорее всего, эту идею премьеру навеяла концепция корпоративного управления, которую вчера представлял министр экономического развития и торговли Герман Греф. Главный экономист уверен, что знает то, что нужно бизнес-среде. Именно поэтому замечания, которые высказали предприниматели при обсуждении концепции, так и остались невостребованными.

Не подрывая инвестиционный климат, бизнесмены предупреждали кабинет министров, что единая модель акционерных обществ без деления на открытые и закрытые вызывает у них большие сомнения. По их мнению, совсем необязательно менять модель, достаточно поработать над созданием нормальных условий.

По словам Грефа, отказ от жесткого деления видов акционерных обществ на открытые и закрытые должно стимулировать развитие среднего и малого бизнеса в стране. "Если ты публичная компания, то раскрывай информацию, вводи механизмы учета и контроля. Если частная - на тебя набор таких требований не распространяется". "Сейчас в результате таких формальных требований на рынке сложилась чехарда", - сказал Греф. Правда, судя по всему, не только на рынке. Предлагается ввести всего два критерия: публичность размещения и количество акционеров. Если количество акционеров превышает определенный предел, который будет установлен, в этом случае компания должна становиться публичной.

Но предприниматели не поддержали и идею экономического ведомства о расширении функций ревизионной комиссии в акционерных обществах, и о проверках отдельной документации при регистрации, которые в итоги могут стать дополнительным административным барьером. Правда, и это, видимо, нисколько не смутило главного экономиста. Тем более что и конкретных положений проектов 18 федеральных законов, разработку которых предполагает концепция, по-прежнему нет.

Вчера премьер по сути обращался к министру экономического развития и торговли, когда говорил, что надо как можно скорее "в условиях неоднозначной конъюнктуры мировых финансовых рынков расставить приоритеты, поскольку все знают о чувствительности российской экономики к мировой конъюнктуре".

Опять же не обошлось без модной темы - борьбы с коррупцией. "Отдельные предприниматели зачастую пренебрегают своей ответственностью, порой переступают за черту закона, а по сути подрывают инвестиционный климат и делают это не хуже, чем коррумпированные чиновники", - погрозил премьер-министр.

Когда же речь зашла о борьбе с браконьерством, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев призвал принять решение об "уничтожении конфиската".

Его поддержал и вице-премьер Сергей Иванов, заметив, что "одними силовыми методами в этом ничего не добиться, бороться надо экономическими методами, запретив для начала торговлю конфискатом".

И снова ответственным Фрадков назначил Грефа, поручив ему за месяц подготовить поправки в законодательство, чтобы сделать прозрачными правила реализации конфискованного имущества, убрав заинтересованность правоохранительных органов. Главный экономист не удержался и рассказал, что знает десятки вопиющих фактов, когда следователи, не дожидаясь судебного решения, в течение трех дней реализуют арестованное имущество по ценам, в десятки раз ниже рыночных. А после продажи имущества "найти концы уже невозможно", заметил Греф, добавив: "Какой предприниматель решится связываться с правоохранительными органами". "Это приобретает масштаб национального бедствия", - еле сдерживая эмоции, произнес глава минэкономразвития, назвав это "полной вакханалией". Приоткрывая завесу, главный экономист рассказал всей стране, что "в практику вошел шантаж собственников и менеджеров со стороны государственных структур". В общем, все об этом знают, но ничего с этим сделать не могут. "Передел собственности носит настолько привлекательный характер, что люди не чураются ничем, - продолжил министр и попытался предложить всем прочувствовать свою вину. - Пока такие дыры в законодательстве имеются, наша с вами прямая вина в том, что коррупция расцветает, и сотни миллионов и даже миллиардов долларов воруются на глазах и будут вороваться, пока такие дырки существуют".

- Кто, по вашему мнению, должен будировать эту проблему? - недоуменно спросил министра Михаил Фрадков.

- Будирую я сейчас с трибуны, а вносить соответствующие поправки в законодательство должны соответствующие органы, - тут же ответил Греф.

- Будировать нужно жестче, - дал совет Фрадков, поручив ему подготовить соответствующий законопроект.

Когда же министр экономического развития и торговли предложил создать в стране координационный орган, который занимался бы вопросами корпоративного управления, Фрадков снова как-то недоверчиво поинтересовался у Грефа, что же он предлагает, ведь в стране есть службы и агентства, которые могут быть за это в ответе.

- Это должна быть комиссия, - разъяснил главный экономист.

- То есть комиссии по законотворческой деятельности под руководством Жукова недостаточно? - спросил Фрадков.

- Это другое. Надо чтобы законотворческие акты все были связаны и перевязаны, - ответил Греф.

На этом уже наступил предел терпения всех министров, и глава минсельхоза Алексей Гордеев предложил закончить семинар, который главный экономист устроил.

Довольно быстро кабинет разделался и с основными направлениями налоговой политики. За пять минут замминистра финансов Шаталов рассказал в очередной раз о налоговых инициативах, часть из которых уже в виде законопроектов внесена в Думу. Отведенные две минуты на обсуждение министры также не использовали, поскольку никто не вспомнил об оставшемся за рамками документа налоге на недвижимость. По сути, вынесение налогового вопроса на обсуждение было формальной необходимостью перед представлением прогноза социально-экономического развития страны на 2007-2009 года, который в понедельник правительство направит на рассмотрение бюджетной комиссии.