Пока премьеры шести стран в довольно неформальной обстановке обсуждали перспективы этой организации, белорусские спецслужбы тщательно охраняли их секреты от окружающих.
Впрочем, и секретов у ЕврАзЭС, в общем-то, никаких. О том, что к созданию Таможенного союза все страны-участницы движутся черепашьим шагом, известно давно, равно как и о причинах. Суть идеи состоит в том, чтобы все произведенные в третьих странах товары поступали на территорию любого государства-сообщества на одинаковых условиях. Но, несмотря на многочисленные разговоры об интеграции, за пять лет странам ЕврАзЭС удалось выравнять ввозные пошлины чуть больше, чем на 65 процентов. А накануне генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, ничуть не скрывая, заметил, что создание Таможенного союза требует политических усилий. "Казалось бы, простая задача - установить единые правила, по которым на единую таможенную территорию попадают товары третьих стран и по которым они обращаются. Однако это влечет за собой создание некого органа, который был бы наделен наднациональными функциями. А это значит, что частью полномочных национальных органов придется поделиться", - пояснил генсек ЕврАзЭС сложность решения этого вопроса. Делиться же, несмотря на полное единодушие мнений по этому вопросу, никто не хочет. Легкие подвижки в вопросе единого таможенного тарифа, "пусть и не такие, как хотелось бы", уже радуют генсека. Но вопрос, судя по всему, завис. И даже новый глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельяминов, приехавший в составе российской делегации, не готов был рассказать о перспективах этой структуры.
Зато на заседании Межгоссовета обсудили два соглашения. "Одно соглашение, облегчающее перевозчикам пересечение границы, и второе - о едином товарном знаке ЕврАзЭС", - сказал генсек сообщества. Первое из этих соглашений, по словам Рапоты, облегчит перевозчикам процессы, связанные с оплатой таможенных пошлин и гарантией сохранности грузов. Второе выработает унифицированные подходы к качеству товаров. В государствах Евразийского экономического сообщества в ближайшее время для упрощения процедуры внесения и возврата таможенных платежей появится специальная пластиковая карта. В свое время для упрощения процедуры транзита таможенники предложили упростить систему таможенных платежей - ввести пластиковую карту, по которой на въезде в страну платежи вносятся, а на выезде, если к тебе нет претензий, возвращаются. Но главным оппонентом этого предложения тогда выступили белорусы. "На все вполне понятные вопросы Белоруссии даны ответы, в документ внесены соответствующие коррективы, - заметил генсек ЕврАзЭС. - С пластиковыми карточками вопрос решен принципиально. Скоро, сразу после подписания соответствующего документа, эта система будет внедрена".
Впрочем, больше всего помимо протокольной повестки практически всех участников интересовали вопросы, выходящие за рамки повестки дня: как развиваться ЕврАзЭС, как двигаться дальше, как согласовать процессы вступления в ВТО, создавать Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС и в рамках Единого экономического пространства. Правда, многие вопросы из этого перечня были уже из разряда секретных. Из открытых - другие - решенные. Наконец-то, решили главы правительств ЕврАзЭС, раз уж и Узбекистан присоединился к этой экономической организации, то, может быть, стоит обсудить вопрос слияния Организации Центрально-азиатского сотрудничества и ЕврАзЭС, адаптации правовых баз двух структур.
Но для начала все же рассказали всем присутствующим о другом - о собственных амбициозных планах в развитии экономик своих стран. А поговорив за закрытыми дверями, закончили подписанием множества подготовленных документов, среди которых и изменения в бюджет-2006 сообщества из-за вступления Узбекистана в эту организацию. Доля России, правда, при этом осталась неизменной и составила 40 процентов, Узбекистан, Белоруссия и Казахстан внесут 15 процентов и по 7,5 процента - Киргизия и Таджикистан.
Правда, главной интригой визита российского премьера в Минск был газовый вопрос, несмотря на то что, как утверждают правительственные источники, на встрече с белорусским президентом эта тема не обсуждалась. Российский премьер ведь пришел к Александру Лукашенко не один, а в компании коллег по ЕврАзЭС.
Хотя еще накануне Белоруссия заявила о готовности продать 50% акций "Белтрансгаза" при условии участия в добыче газа в России. Таким образом, белорусские чиновники ищут выход после того, как в марте "Газпром" заявил, что повысит цены для Белоруссии до уровня европейских. "Сейчас нам предлагают 140 долларов за тысячу кубометров. При поставке нам газа по 46, 68 доллара "Газпром" имеет рентабельность 25 процентов. Не каждое предприятие в Белоруссии или России работает с такой высокой рентабельностью. Иметь 300 процентов рентабельности на союзнике - ну это уже, наверное, не совсем корректно, мягко говоря", - уверен первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. При этом он выразил надежду, что повышение цены на газ для Белоруссии в 2007 году будет таким же, как и в России.
Правда, в аппарате правительства довольно скептически относятся к переговорам двух хозяйствующих субъектов, ведь теперь в отличие от ситуации пятилетней давности никаких аргументов в пользу сохранения внутрироссийских цен для Белоруссии нет: создание Союзного государства все более призрачно, так же как и введение единого рубля.