"То, что канцлер Ангела Меркель по тому или иному вопросу расставляет акценты несколько иначе, чем ее предшественник, Герхард Шредер, не следует считать признаком смены курса Германии", - заявил он.
Российская газета | Что не устраивает нынешнее руководство Германии в том внешнеполитическом курсе, который проводил Шредер?
Гернот Эрлер | Я не вижу никакого недовольства нынешнего федерального правительства относительно внешнеполитического курса предыдущего кабинета. Тот факт, что глава МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер работал в правительстве Герхарда Шредера, как раз подчеркивает преемственность немецкой политики.
РГ | Согласны ли вы с мнением некоторых политологов о том, что "ось Берлин-Париж-Москва" ушла в прошлое?
Эрлер | Германия и Франция поддерживают с Москвой очень хорошие отношения - как в двустороннем плане, так и в рамках сотрудничества Евросоюза с Россией. По многим международным вопросам ваша страна остается для Брюсселя весьма важным партнером. Но мы, однако, принципиально избегаем применения во внешней политике понятия "ось" из-за отрицательной исторической нагрузки этого слова.
РГ | Можно ли говорить о потеплении в отношениях между Берлином и Вашингтоном после ухода Шредера с поста канцлера Германии?
Эрлер | В течение многих десятилетий Германию и США связывают тесные отношения, которые основывались на совместных ценностях и интересах. Хорошие отношения между руководителями государств также, естественно, становятся важным элементом доверительного сотрудничества.
После переизбрания президента Буша в ноябре 2004 года трансатлантические отношения постоянно улучшались. В коалиционном соглашении между партиями, вошедшими в федеральное правительство, говорится, что тесные, доверительные отношения между США и Европой остаются неотъемлемой частью немецкой политики.
РГ | Согласны ли вы с тем, что Германия стремится в рамках Евросоюза усилить свое влияние на Восточную Европу и даже на Прибалтику?
Эрлер | Германия тесно сотрудничает со всеми партнерами по европейскому сообществу. Это в равной степени относится и к новым государствам - членам ЕС - Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Чешской Республике, Словакии и другим. Мы разделяем одинаковые интересы и ценности. В частности, у нас есть общая заинтересованность в интенсификации отношений между ЕС и Россией, которые мы хотим продвинуть вперед вместе со своими европейскими партнерами. Результатом такого сотрудничества стали два соглашения - об облегчении визового режима и реадмиссии, которые в скором времени будут подписаны с Москвой.
РГ | Как, на ваш взгляд, отразится на планах России и Германии по строительству балтийского газопровода отрицательное отношение к проекту некоторых государств Восточной Европы и Прибалтики?
Эрлер | Балтийский газопровод способствует энергоснабжению Европы в рамках трансъевропейских сетей. Он покроет дополнительную потребность европейцев в газе. Немецкое правительство разъясняло замысел проекта всем прилегающим к Балтийскому морю государствам и продолжает поддерживать контакт с ними. В рамках проверок на экологическую безопасность проекта предполагается привлечение экспертов из балтийских стран на основе действующих многосторонних конвенций.