Только для взрослых
Сначала в галерее зала "Дебюсси" в присутствии главы фестиваля Жиля Жакоба открылась выставка "Неизвестный Эйзенштейн", которую представили директор Московского киномузея Наум Клейман и директор Российского государственного архива литературы и искусства Татьяна Горяева. Глазам тех, кто проник в отдельный закуток со строгой надписью "Только для взрослых", предстала часть из обширной коллекции эротических скетчей, выписанных хулиганским эйзенштейновским пером с изящным лукавством. К случаю вышел и великолепно изданный альбом со 157 такого рода скетчами, а также редкими фотографиями и кадрами из знаменитых и менее известных фильмов русского мастера.
Затем в одном из бесчисленных пляжных ресторанов, где обычно гремят каннские приемы, состоялась презентация нового международного кинофестиваля в Санкт-Петербурге, который в июле впервые пройдет на Дворцовой площади под предводительством режиссеров Алексея Германа-старшего и Дмитрия Месхиева.
И, наконец, поздно вечером вход на пляж отеля "Мажестик" украсили дворцового типа люстры, вдоль ковровых дорожек запылали факелы - начался прием по поводу открытия фестивальной программы "Все кино мира" и ее первого дня - русского. Гостей встречали звуки двух скрипок и рюмки с ледяной водкой. Питание обеспечивал парижско-русский "Гастроном", и на вопросы гостей, что там такое непонятное лежит на блюдах, французские бармены пожимали плечами. Лежали, между тем, пирожки, блинчики с начинками, баклажаны фаршированные, рыбка соленая и, конечно, непременный для всех наших застолий салат с сугубо русским названием "оливье". Из официальных лиц в церемонии открытия участвовали глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, представители руководства солнечного Прованса и дирекции Каннского фестиваля. А главным блюдом вечера был с грохотом забивший посреди моря мощный фонтан: он рассыпал мириады брызг, и в этом водяном мареве проступили кадры из наших фильмов, в разные годы участвовавших в Каннском фестивале и получавших его призы, - от "Летят журавли" и "Баллады о солдате" до "Молоха", "Отца и сына" и "Утомленных солнцем".
Прием по идее мог дать неплохой старт "Русскому дню", особенно когда Михаил Швыдкой пригласил гостей прийти смотреть российское кино и пообещал проекцию значительно более четкую, чем на фонтане. Но вышел какой-то сбой: на приеме слышалась в основном русская речь, а представители крупных прокатных компаний Запада и Востока приглашений то ли не получили, то ли их проигнорировали. Последнее вряд ли: ваш корреспондент сам наблюдал, как один из известных дистрибьюторов безуспешно пытался пройти на прием, показывая свою визитную карточку, но так и не был допущен строгими секьюрити.
В субботу в специально сооруженном надувном кинозале на триста мест начали показывать наши картины - "Космос как предчувствие", "Пыль", "9 роту" и программу документальных и анимационных короткометражек. Первый, 11-часовой сеанс "Космоса..." начался в присутствии примерно восьмидесяти человек, но постепенно ряды заполнялись, и "9 рота" шла уже при абсолютном аншлаге.
А под самый занавес друзей и поклонников собрал еще один петербургский международный киносмотр - существующий уже много лет "Фестиваль фестивалей". Опыта у него побольше, чем у нового Петербургского, и ветеран легко заткнул новичка за пояс: звучала живая музыка, мелькали звездные лица, включая Федора Бондарчука, Алексея Чадова, Тимура Бекмамбетова, Ксению Собчак и даже ведущего каннской стартовой церемонии французского актера Венсана Касселя.
Боксерский матч
Русское присутствие в Канне наконец было замечено и международной прессой.
В пятницу один из престижнейших деловых киножурналов мира Variety вышел с эффектной рекламой фильма "Волкодав" на обложке. Стенды этого "первого славянского фэнтези" разбросаны по всему кинорынку, и зарубежные дистрибьюторы проявляют к 10-миллионному блокбастеру Николая Лебедева заметный интерес - вероятно, после нашествия "Дозоров" стали испытывать к русским коммерческим проектам определенное доверие. Фильм этот, кстати, обещают впервые показать на фестивале в Торонто в сентябре - этот крупнейший киносмотр считается воротами на американский кинорынок.
Журнал The Hollywood Reporter посвятил русскому дню статью под романтическим заголовком "Прочь от красных". Он отметил, что в результате беспрецедентного рывка русский кинорынок сегодня занял десятое место в мире и шестое в Европе, а российский бокс-офис в прошлом году составил уже 349 миллионов долларов, причем треть этой суммы заработали отечественные ленты.
Этому стоит подивиться: если еще три-четыре года назад пробиться в крупные кинотеатры для отечественного фильма было почти невозможно, то сегодня в активе российского кино - такие прокатные лидеры, как "9 рота" (сбор - 25,6 млн. долларов) и последний рекордсмен - "Дневной дозор" с его 35 миллионами. Конкуренцию ему уже грозит составить новая молодежная мелодрама "Питер FM": почти 2,5 миллиона долларов она собрала за первый же уик-энд. По прогнозам продюсера Александра Роднянского (канал СТС), в 2006 году наш бокс-офис достигнет отметки уже в 450 млн.
Устойчивый интерес начинают проявлять к русскому рынку западные компании. Они одна за другой открывают свои представительства в Москве и Петербурге, собираясь самостоятельно прокатывать свои фильмы в России, а также - и это самое примечательное - приступить к серийному производству на российской базе фильмов на английском языке с международными звездами, рассчитанных на мировой прокат. Среди пионеров этого движения - международная прокатная и кинопроизводящая компания Thema Productions, продюсировавшая такие картины, как "Матч Пойнт" Вуди Аллена, а теперь снимающая в Петербурге триллер "Транзит" с Джоном Малковичем и Евгением Мироновым. Петербург с его уникальными достоинствами вообще претендует стать мировой (в обоих смыслах) съемочной площадкой, более выгодной в производстве, чем Чехия, Болгария или Румыния.
Русское присутствие в Канне, несмотря на ни что, начинает ощущаться. И в беседе Михаил Швыдкой пообещал, что следующий, 60-й Каннский фестиваль непременно будет отмечен крупным событием, связанным с Россией и ее кинематографом.
из первых уст |
Евгений Миронов: Уже запрягаем - скоро поедем
Среди участников "Русского дня" - Евгений Миронов. Он приехал по случаю каннской премьеры фильма "Космос как предчувствие" и дал "РГ" интервью.
Российская газета | Что все-таки мешает нашему кино стать по-настоящему востребованным на мировых экранах?
Евгений Миронов | Надо быть самими собой. Никому не навязываться и не стремиться понравиться любой ценой. А для этого надо точно определиться самим, кто мы такие и чем мы сильны. Наше кино, конечно, сейчас болеет и пока старается подлаживаться под американские или европейские кальки. А надо найти свое лицо - тогда мы и будем востребованы.
РГ | Но это лицо у нашего кино было.
Миронов | Безусловно. Но прошло время - и страна изменилась, и мы изменились. Кроме того, еще недавно у нас вообще почти не делали кино - павильоны "Мосфильма" пустовали. И только теперь число фильмов стало наконец реально расти. Эти процессы касаются не только российского кино, но и всей России.
РГ | Так ведь это и интересно: появляются новые реалии, возникает принципиально другая психология, формируется новое общество - кому как не кино это все отражать и исследовать?
Миронов | Но в том и беда, что за годы кризиса мы многое в нашем кино растеряли. Утеряны целые профессии. Исчезли профессиональные сценаристы. Сильно пострадала профессия режиссера. Сейчас стараемся наверстать упущенное. Мы сейчас на перегоне. Но всему миру известно: русский долго запрягает, да быстро едет... Так что это вопрос времени.
РГ | Вы в Канне представляете фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Это вам в новинку?
Миронов | Да, я пока с этой картиной никуда не ездил и вообще в Канне я впервые.
РГ | Смотреть фестивальные фильмы будете?
Миронов | Нет, меня ждет в Москве работа.
РГ | Новая картина?
Миронов | Пока не начал - не буду говорить. Это такая шпионская сага.
РГ | Хорошо, расскажите о том, что уже снято и сейчас на подходе.
Миронов | Вы знаете, я не могу сниматься больше чем в двух фильмах в году. У меня и так только что вышли "В круге первом" и "Охота на пиранью". А на подходе фильм "Транзит", где у меня довольно странная роль. Но это международный проект, с участием Джона Малковича. А вообще хочется и в международных проектах выступать достойно, а не на вторых ролях.
РГ | Вы можете играть на иностранных языках?
Миронов | Да. У меня есть такие обезьяньи способности хорошо запоминать и воспроизводить. Я английский знаю достаточно средне, но текст усваиваю легко и, как сказал Джон Малкович, у меня обаятельный акцент.
РГ | Все, что вы делаете, обаятельно. Вы очень обаятельно, например, станцевали на церемонии "Ники" знойное танго. Вы этому учились?
Миронов | У меня сестра балерина.
РГ | Вы любите музыку?
Миронов | Конечно. Я даже дружу с Владимиром Спиваковым и Юрием Башметом. И мне повезло два раза слушать живьем Святослава Рихтера!