26.05.2006 01:30
    Поделиться

    У банкиров отнимут презумпцию невиновности?

    Участники рынка полагают, что государство таким образом просто перекладывает свои проблемы на их плечи. Дело в том, что доказать вину руководства банка в случае банкротства сейчас очень сложно. Поэтому, по мнению банкиров, разработчики законопроекта выбрали наиболее прямой и простой путь - обязать их оправдываться перед законом. Банкиры считают, в законопроекте заложена "презумпция виновности" руководителей банка, которая вступает в противоречие с действующим законодательством. К тому же

    в случае принятия этих поправок любое банкротство может восприниматься уже не как экономическое явление, а как сведение личных счетов.

    В то же время участники рынка утверждают, что данная мера, какой бы жесткой она ни была, не сможет заставить банкиров расплачиваться с кредиторами из собственных средств. Потому что, как правило, руководитель кредитной организации в момент банкротства оказывается де-юре "гол как сокол". А все его счета и имущество переведены на членов семьи и родственников.

    Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент "РГ" обратился к первоисточнику - в Агентство по страхованию вкладов. Действительно, сейчас поправки в закон о банкротстве проходят согласование в минфине и Банке России. И если они будут приняты, то серьезно ужесточат ответственность руководства и владельцев банка в случае нехватки у них средств для выплат по обязательствам. Но все это ни в коей мере не означает, что будет введена пресловутая презумпция виновности, которая так взбудоражила финансистов.

       Компетентно

    Валерий Мирошников, первый заместитель генерального директора Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов":

    - Мне абсолютно непонятно беспокойство банкиров по поводу этого законопроекта. Если они добросовестно и честно работают, то никакой проблемы у них в связи с его принятием быть не может.

    Во-первых, в действующем Гражданском кодексе РФ есть статья 401, которая называется "Основания ответственности за нарушение обязательства". Пункт 2 этой статьи гласит, что "отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательства". Как известно, руководитель должен действовать добросовестно и разумно (ст. 71 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Это - его обязанность. То есть в случае банкротства, когда у банка не хватает активов для погашения обязательств перед вкладчиками и кредиторами, его руководители по закону должны доказывать свою невиновность в случившемся.

    Так что наш законопроект не совершит никакой революции в законодательстве. Просто мы предлагаем механизмы для реализации уже существующей нормы закона.

    Во-вторых, банк является юридическим лицом, с которым связано огромное количество кредиторов и вкладчиков, - социально значимым объектом экономики. И его банкротство наносит колоссальный ущерб всей экономике, подрывает доверие населения к банковской системе и к самому государству. Поэтому кредиторы и вкладчики должны быть очень жестко защищены государством. К тому же преднамеренные банкротства, к сожалению, являются у нас вовсе не единичными случаями, а практикой.

    Могу сказать, что из числа всех наших банков, которые стали банкротами, очевидные случаи преднамеренного банкротства составляют порядка 40 процентов. И порождает такую ситуацию именно отсутствие неотвратимости наказания. А это связано с тем, что в законе сегодня недостаточно четко прописан механизм привлечения банкиров к имущественной или уголовной ответственности в случае преднамеренного банкротства. И наши поправки призваны исправить эту ненормальную ситуацию.

    По идее, законопроект должен был встретить поддержку банковского сообщества, по крайней мере, тех банков, которые входят в систему страхования вкладов. Потому что это в их интересах, чтобы коллеги вели себя нормально. Ведь в случае банкротства оплачивать долги недобросовестного банка придется из их кармана.

    Ну а насчет возмещения долгов банкрота за счет его имущества, то такой прецедент уже есть. По уголовному делу было арестовано имущество банкира - домик на Рублевке, стоимость которого позволит легко рассчитаться со всеми вкладчиками. Хотя, скорее всего, когда наш закон вступит в силу, банкиры будут пытаться переводить свое имущество на других лиц. Но это уже тема другого законопроекта.

    Поделиться