На прошедшей 20 мая в Сочи встрече глав государств России и Казахстана были достигнуты важные договоренности по вопросам энергетического сотрудничества, включая совместную разработку крупнейшего нефтегазового месторождения на Каспии и увеличение цены покупки казахстанского газа на российской границе. Согласно заявлению Нурсултана Назарбаева с началом совместной работы на месторождении "Курмангазы" торговый оборот между двумя странами удвоится с нынешних 10 до 20 миллиардов долларов в год.
Идет активный экономический диалог и с другими государствами региона, в частности, с Таджикистаном. На состоявшемся 21 мая в Лондоне ежегодном собрании Европейского банка реконструкции и развития российские компании РУСАЛ и РАО "ЕЭС России" заявили, что продолжают работу над проектами в Таджикистане. Речь, в частности, идет о достройке Рогунской ГЭС и сооружении алюминиевых производств, а также о выводе Сангтудинской ГЭС-1 на полную мощность к 2009 году с последующим экспортом электроэнергии в Иран и Пакистан.
Однако на этом направлении сотрудничества, к сожалению, происходят сбои в реализации намеченных проектов, что мешает осуществлению запланированных российских инвестиций в таджикскую экономику.
С обретением суверенитета постсоветские республики Центральной Азии столкнулись с более сложной задачей, чем провозглашение политической независимости - построением национальной экономики. Национальные политические и бизнес-элиты не располагали собственным опытом распоряжения недрами, их первоначальная миссия сводилась к поиску выгодной партии для совместного освоения нефтяных и горнодобывающих месторождений. Это порождало иждивенческое отношение, особенно в среднем звене управленческих кадров, региональной элите, которая быстро научилась извлекать выгоду из любого инвестиционного проекта. Коррупция на местах и нежелание среднего чиновника работать с серьезными инвесторами "по международным правилам" погубили не один бизнес-проект сотрудничества в регионе.
Опыт последних лет наглядно показал, что неэффективная работа с реальными инвесторами при наличии ликвидных и дорогостоящих природных богатств - это парадокс, который может дорого обойтись новым национальным экономикам. Современный Таджикистан может пополнить череду примеров из мировой хозяйственной практики, подтверждающих это положение. В свое время совместные усилия руководства Таджикистана и России предотвратили превращение этой республики в перевалочную базу международного наркотрафика и терроризма, обеспечили возможность мирного развития региона. При этом безусловной заслугой руководства республики стало верное определение приоритетов развития. Относительно небольшие деньги, которыми располагает власть, вкладываются в объекты, определяющие долгосрочные экономические перспективы страны.
В частности, началась работа по использованию уникальных гидроресурсов, являющихся сегодня в условиях мирового энергодефицита стратегическими. Завершение строительства еще советских "долгостроев" Сангтудинской и Рогунской ГЭС призвано не только решить внутренние социально-экономические проблемы республики, но и послужить моделью для последующих, еще более крупных инвестиционных проектов. По словам заместителя министра энергетики РТ Акрама Сулейманова, Таджикистан к 2025 году планирует довести производство электроэнергии до 80 миллиардов кВт-часов в год, что позволит экспортировать значительную ее часть. "Таджикистан превращается в явного регионального лидера", - заметил во время недавнего визита в Душанбе председатель правления РАО ЕЭС А. Чубайс.
Но одновременно то же РАО ЕЭС столкнулось с массой бюрократических проволочек и препон, едва не сорвавших график ввода в строй Сангтудинской ГЭС. Слишком много оказалось в среде таджикистанского чиновничества желающих в той или иной мере "поучаствовать" в проекте, подключить к нему контролируемые субподрядные фирмы и т. д. Таким образом, "старый" кадровый потенциал едва не погубил новейший экономический проект.
Бюрократические препоны со стороны местного чиновничества тормозят также и реализацию проекта достройки Рогунской ГЭС. При этом аргументы таджикской стороны не имеют под собой четкого обоснования и привязки к современным экономическим реалиям. Единственное, чего можно добиться с подобной тактикой, это затягивания переговорного процесса и потери темпа в важном инвестиционном проекте.
Принципиальное предложение достроить Рогунскую ГЭС к 2012 году российская сторона в лице компании РУСАЛ сформулировала еще в 2004 году. Технико-экономическое обоснование разработала немецкая компания "Ламаер", обладающая внушительным опытом реализации десятка подобных проектов в разных странах мира, компания, которая дорожит своей репутацией и отвечает за каждую цифру в подготовленном и обоснованном ею документе. Но какие-то позиции в ТЭО не устраивают отдельных таджикских чиновников, и на согласование технических вопросов уже ушел год.
Причина этого, думается, проста - для чиновничьего класса республики и без реализации проекта РУСАЛа жизнь, что называется, удалась. Они не страдают от отсутствия электричества в зимний период, как 90 процентов населения республики, у них есть престижная работа и возможности безбедной жизни, а для некоторых из них "жесткая позиция" - это еще и политические дивиденды "защитников национальных интересов".
На прошедшем в апреле в Таджикистане заседании сопредседателей российско-таджикской межправительственной комиссии наряду с другими вопросами экономического сотрудничества был рассмотрен ход реализации Рогунского проекта. Окончательно сомнения некоторых таджикских чиновников поможет развеять международная независимая экспертиза с участием Всемирного банка. Это решение, поддержанное президентом Таджикистана, показывает, что затормозить или заморозить осуществление проекта не удастся. Он слишком важен - как для самого Таджикистана, поскольку от него во многом зависит развитие мощной национальной промышленности, так и для укрепления таджикско-российских отношений.
Однако, несмотря на поручения президента Республики Таджикистан, выполнение ряда пунктов протокола межправительственной комиссии по-прежнему тормозится таджикскими чиновниками.
Тем не менее РУСАЛ, будучи уверенным, что в конечном счете долгосрочные экономические интересы Таджикистана одержат верх над бюрократическими проволочками, продолжает реализацию проекта по строительству Рогунской ГЭС. Начались работы по восстановлению автодорог и реконструкции жилых домов в районе строительства. Ожидается прибытие специальной строительной техники. Объемы инвестиций компании на данном этапе составят 56 миллионов долларов США.
Следует отметить, что присутствие российского капитала в Центральной Азии за последнее время заметно "прибавило в весе". Составлен план 37 узбекско-российских инвестиционных проектов общей стоимостью 2,09 миллиарда долларов. Получили поддержку на межгосударственном уровне планы компании РУСАЛ по достройке не только Рогунской ГЭС, но и новых алюминиевых производств в Таджикистане, сделка дочерней компании ГМК "Норильский никель" по приобретению активов (50 процентов акций СП "Зеравшан-Ньюмонт") американской золотодобывающей корпорации Newmont Mining. В Кандымском нефтяном консорциуме доля российского "ЛУКОЙЛа" составила 90 процентов. Амбициозные планы этого инвестора могут позволить ему потеснить "Шеврон" и стать второй после "КазМунайГаза" компанией в Казахстане. Межгосударственное российско-казахстанское соглашение предполагает разработку урановых залежей "Заречное". Похожая ситуация складывается и в сфере экономического сотрудничества с Киргизией.
Однако реальное восстановление позиций России в регионе может произойти только при условии реализации взаимовыгодных инвестиционных проектов. Понятно, что преодоление мощной конкуренции и аккумулирование значительных финансовых ресурсов для выполнения этой задачи вполне по силам значительно окрепшему отечественному капиталу - таким гигантам, как "Газпром", РУСАЛ, "ЛУКОЙЛ" или РАО ЕЭС.
РАО ЕЭС и РУСАЛ еще раз подтвердили, что проекты в Таджикистане будут осуществлены и доведены до конца. Самое важное сейчас - придать ускорение инвестиционным процессам, поскольку в этом заключаются общие интересы российских компаний и наших государств.