Проект.
Москва , май 2006
…А теперь о главном. … О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? … Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее.
Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости.
… Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи.
…Мы заложили с вами неплохую базу, в том числе для решения демографических проблем, однако и это недопустимо мало, и вы знаете, почему. Положение в этой сфере критическое.
…Предлагаю программу стимулирования рождаемости…
…Сегодня мы должны стимулировать рождение хотя бы второго ребенка. Что мешает молодой семье, женщине принять такое решение, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке? Ответы здесь очевидны, известны. Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий. Это сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить.
…Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Подчеркну: из перечисленных мною мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает.
…Разумеется, для реализации всего вышеназванного плана потребуется большая работа и просто огромные деньги. Прошу просчитать нарастающие по годам обязательства государства и обозначить срок действия программы не менее 10 лет, имея в виду, что по его истечении государство должно будет принять решение, исходя из экономической и демографической ситуации в стране. И наконец, средства, необходимые для начала намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете следующего года. Этот механизм должен быть запущен с 1 января 2007.
…В завершение этой темы отмечу: проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям.(Послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации, 10 мая 2006 г.).
Содержание :
1. Паспорт Национальной программы демографического развития России
2. План мероприятий по реализации I этапа (2006-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России
Внимание: К этому документу прилагается Таблица . Файл в формате .pdf
3. Экспертная оценка стоимости реализации I этапа (2006-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России
4. Разработчики
ПАСПОРТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
I. Параметры, условия и содержание Национальной программы
1. Наименование:
Национальная программа демографического развития России на период 2006-2015 гг.
2. Сроки и этапы реализации Национальной программы
Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг.
I этап - 2006-2010 гг. (формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Национальной программы в полном объеме);
II этап - 2011-2015 гг. (осуществление предполагаемых мер с учетом результатов реализации I этапа).
3. Актуальность Национальной программы
Население Российской Федерации в настоящее время стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Все большую тревогу вызывает ситуация, при которой поколение детей лишь на 60% замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 700-800 тыс. человек. Начиная с 1992 г. смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992-2005 гг.) разница между количеством родившихся и количеством умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн. въехавших мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн. (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения, за 2000-2005 гг. - около 700 тыс. человек в среднем за год.
Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения нашей страны к началу 2025 г. может составить около 123 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2006 г. на 20 млн. человек (или на 1/7).
Существующие сегодня показатели рождаемости в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос дальнейшие возможности народов России развивать накопленный веками материальный, духовный и культурный потенциал. Российская Федерация сегодня отстает от передовых стран по показателю средней продолжительности жизни на 16-19 лет у мужчин и на 9-13 лет у женщин. Усугубляется диспропорция в населенности регионов. В центральных районах европейской части страны, являющихся историко-культурной основой российской государственности, на фоне резкого снижения рождаемости возрастает доля людей старших возрастов, регионы Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока продолжают терять население.
Старение населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, систему здравоохранения и социального обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий. Уменьшение численности населения представляет собой прямую угрозу национальной безопасности России. Дополнительный отток из России квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциалов российского общества, обостряет проблему внешней технологической зависимости России.
Реальная угроза национальной безопасности и суверенитету Российской Федерации связана с уменьшением численности населения трудоспособных возрастов и, соответственно, экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет острый дефицит рабочей силы. Привлечение мигрантов из зарубежных государств с социокультурными параметрами и образом жизни, существенно отличающимися от социокультурных характеристик народов Российской Федерации, может только на время и локально способствовать решению экономических проблем, одновременно способствуя дестабилизации социальной обстановки в ближайшей перспективе. Характер современных стихийных миграционных процессов не отвечает в ряде регионов (Юг России, Дальний Восток) экономическим и политическим интересам государства.
Совершенно очевидно, что все эти негативные процессы будут сопровождаться усилением демографического и иного давления на восточные и южные границы Российской Федерации со стороны более плотно населенных соседних государств. В условиях прогнозируемого дефицита энергоносителей и других видов минерального сырья депопуляционные регионы Дальнего Востока и Сибири потенциально могут стать объектом притязаний этих соседей.
Сложившаяся ситуация во многом порождена недостаточным учетом демографических факторов в среднесрочной и долгосрочной социально-экономической стратегии государства, отсутствием комплексной программы выхода из кризиса, государственных органов, ответственных за демографическое развитие, а также остаточным принципом финансирования поддержки деторождения и семьи. Крайне недостаточны средства, выделяемые на поддержку семей с детьми (расходы на семейные пособия, в отношении к ВВП, сегодня вчетверо меньше, чем 10 лет назад, и примерно в 8-10 раз меньше среднего уровня таких расходов в европейских странах).
Отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось в России с 0,98% в 1996 г. до менее 0,3% в 2004 г. И это вместо роста до 2,2%, предусмотренного "Основными направлениями государственной семейной политики", утвержденными Указом Президента Российской Федерации № 712 от 14.05.1996. Сегодня, когда политическая и экономическая ситуация в России намного лучше, чем в середине 1990-х годов, поддержание столь низкого (более чем в 3 раза ниже, чем в 1996 г.!) уровня государственных расходов на семейные пособия в условиях демографического кризиса не может быть признано оправданным.
Разница между фактически требуемыми и "нормативными" затратами на семейные и материнские пособия сопоставима с оценкой дефицита денежных доходов в семьях с детьми, напрямую обусловливает этот дефицит. Средняя молодая семья располагает ресурсами на рождение и воспитание только одного ребенка, при этом большинство семей хотело бы иметь двоих детей. Рождения второго и третьего ребенка почти не стимулируются, несмотря на то, что именно эти рождения способны изменить ситуацию. В условиях высокой и продолжающей расти смертности мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечнососудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения - а именно это формирует сверхсмертность в трудоспособных возрастах.
В последние годы в России крайне мало сделано для привлечения в страну необходимых категорий мигрантов, прежде всего соотечественников. В настоящее время миграция по большей части стихийна и в основной своей массе складывается за счет инокультурных лиц, обладающих низкой профессиональной квалификацией.
Последствия демографического кризиса зачастую воспринимаются крайне поверхностно и односторонне. Распространена точка зрения, что все проблемы численности населения будут решаться ежегодным привлечением в Россию миллионов мигрантов. Вопрос о причинах кризисного состояния остается за рамками обсуждаемых стратегий. И хотя в Концепции демографического развития России (2001 г.) провозглашалась цель стабилизации численности населения и создания предпосылок для его роста, никаких конкретных шагов (программ, планов мер по реализации Концепции) на федеральном уровне не предпринято.
Принятые к реализации с 2006 года Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, улучшения качества жизни, хотя и будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы.
Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2015 гг. и создание условий для его последующего роста.
Тем более, что Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 определило задачи и приоритеты государства в области демографического развития России.
Неотложное принятие и реализация предлагаемого комплекса мер позволят сократить масштабы ежегодной естественной убыли населения к 2012-2015 гг. до 270-275 тысяч человек (вместо 800 тысяч человек в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации миграции смогут увеличить уровень компенсации этой убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения России.
Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что с 2010 года процесс депопуляции усилится из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей), и любые принимаемые меры уже не смогут дать необходимого эффекта, в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.
4. Потенциальные государственные координаторы: Администрация Президента Российской Федерации; Правительство Российской Федерации.
5. Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.
6. Приоритетные задачи Национальной программы:
• создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми;
• улучшение здоровья населения и снижение смертности;
• привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию;
• улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам;
• ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны;
• формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.
7. Основы и принципы государственной демографической и семейной политики в соответствии с Национальной программой
7.1. Принцип адресности мер Национальной программы
Предусмотренные Национальной программой меры должны быть подразделены на два блока: для всех граждан России, в том числе недавно принятых в гражданство Российской Федерации, подпадающих под условия получения соответствующих видов помощи, а также блок мер протекционистской политики в отношении:
• постоянных жителей России - граждан по рождению, а также состоящих в гражданстве Российской Федерации после приема в гражданство не менее 15 лет;
• конкретных субъектов Российской Федерации с неблагополучной демографической ситуацией.
Протекционистские меры демографической политики в отношении конкретных регионов имеют целью охватить мерами в рамках Национальной программы в первую очередь субъекты Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией, а также субъекты Российской Федерации, демографический потенциал которых имеет важнейшее геополитическое значение для страны.
7.2. Принципы реализации государственной демографической и семейной политики в соответствии с Национальной программой
Государственная политика в соответствии с настоящей Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:
• обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;
• приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;
• дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;
• приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР - представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;
• обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;
• дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков.
7.3. Принципы реализации Национальной программы
• поэтапность реализации настоящей Национальной программы, предусматривающая разработку плана соответствующих мероприятий для I-го этапа (2006-2010 гг.);
• снижение на II-ом этапе (2011-2015 гг.) доли участия федерального бюджета в структуре финансирования Национальной программы до 50 %, с увеличением доли расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных фондов (при основной нагрузке (до 90 %) финансового обеспечения Национальной программы на федеральный бюджет Российской Федерации на I этапе);
• территориальная дифференциация реализации государственной демографической и семейной политики с целью охвата указанными мерами, в первую очередь, субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией;
• постоянная обратная связь, ежеквартальное, начиная с 2008 г., корректирование управляющих воздействий в рамках Национальной программы на основе информации, полученной в результате оперативного мониторинга эффективности реализации Национальной программы;
• объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.
7.4. Правовые основы Национальной программы
Правовые основы настоящей Национальной программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, регулирующие деятельность органов государственной власти в сфере семейной и демографической политики; документы ООН, ВОЗ, МОТ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, участником которых является Российская Федерация.
7.5. Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы
Настоящая Национальная программа не дублирует и не подменяет действующие Национальные проекты и федеральные целевые программы в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, текущую деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, а лишь усиливает отдельные направления в контексте достижения поставленной цели.
Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:
• общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;
• совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;
• совершенствование системы образования;
• улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.
8. Закладываемые в Национальную программу ожидаемые результаты
8.1. Закладываемые в Национальную программу общие ожидаемые результаты
Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:
• прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;
• увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смертности, в первую очередь - в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;
• укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;
• создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.
8.2. Закладываемые в Национальную программу ожидаемые величины показателей демографического развития.
К 2015 г. в качестве главной цели устанавливается стабилизация численности населения России на уровне не ниже 140-142 млн. чел.
Ожидаемыми результатами реализации настоящей Национальной программы являются:
• прекращение убыли населения в 2011-2015 гг. и удержание численности населения на уровне не ниже 140-142 млн. человека к началу 2020 г.;
• сокращение ежегодной естественной убыли населения до 270-275 тысяч человек в 2013-2015 гг.;
• повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 1,65-1,70 (в настоящее время - 1,3);
• рождение в 2011-2014 гг. дополнительно 300-320 тысяч человек в год по сравнению с соответствующим показателем 2005 г.;
• снижение младенческой смертности до 7-8 на 1000 родившихся живыми (в настоящее время - 11,0);
• снижение к 2015 г. численности разводов и ежегодно производимых абортов;
• увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 70 лет (в настоящее время - 65,3);
• увеличение миграционного прироста населения до 420-440 тысяч человек в год, преимущественно, за счет притока постоянных иммигрантов из числа русских и русскоязычных граждан республик бывшего СССР.
8.3. Закладываемые в Национальную программу ожидаемые результаты на перспективу
Ожидаемыми результатами реализации Национальной программы на перспективу являются:
• сохранение в последующие годы численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек в условиях возможного усиления негативной демографической динамики;
• создание предпосылок для роста населения России после 2030 г.
8.4. Научная обоснованность закладываемых в Национальную программу ожидаемых результатов
Научная обоснованность закладываемых в Национальную программу ожидаемых результатов обеспечена расчетами группы российских демографов, предварительно произведенными и положенными в основу настоящей Национальной программы, и подтверждена независимыми исследователями.
9. Логика реализации и поэтапное планирование Национальной программы
I этап (2006-2010 гг.)
I этап предполагает реализацию первоочередных мер, а именно:
1) Решение общих вопросов планирования, подготовки, правового, финансового и организационного обеспечения и практического внедрения мер, предусмотренных Национальной программой:
• подготовка и принятие необходимой нормативно-правовой базы в области демографической и семейной политики;
• возможное создание федерального органа исполнительной власти (Федеральное агентство по демографической и семейной политике при Правительстве Российской Федерации), ответственного за разработку и реализацию государственной демографической и семейной политики, и научного учреждения (Государственный научно-исследовательский институт по демографии и семейной политике Федерального агентства по демографической и семейной политике), обеспечивающего научное сопровождение его деятельности;
• решение иных организационных вопросов, в том числе: создание в аппаратах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах структурных подразделений, курирующих вопросы демографической ситуации в округе и реализации государственной демографической и семейной политики;
• создание Совета по государственной демографической и семейной политике при Президенте Российской Федерации; создание Государственной комиссии по демографической и семейной политике под руководством Председателя Правительства Российской Федерации;
• создание организационного механизма управления демографической и семейной политикой, системы координации действий всех министерств и ведомств, участвующих в реализации Национальной программы, контроля за исполнением принятых решений;
• обеспечение финансовых и материальных ресурсов для реализации Национальной программы с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений;
• разработка федеральных и региональных планов действий и программ по достижению конкретных результатов в рамках основных задач на I этапе Национальной программы;
• организация системы мониторинга демографической ситуации в Российской Федерации и ее субъектах, включая создание законодательной базы, введение и обеспечение необходимых инструментов такого мониторинга;
• привлечение экспертного сообщества в рамках экспертных и консультативных советов при Федеральном агентстве по демографии и семейной политике и при иных органах государственной власти, а также в рамках создаваемых Государственного научно-исследовательского института по демографии и семейной политике и Совета по государственной демографической и семейной политике при Президенте Российской Федерации; учреждение и проведение первых 5 сессий (в декабре каждого года) ежегодного государственно-общественного Общероссийского форума по семейным и демографическим проблемам;
• развитие научного и кадрового обеспечения демографической и семейной политики в рамках реализации Национальной программы (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров);
• реализация иных мер в соответствии с планом мероприятий по реализации I этапа (2006-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России.
2) Разработка, создание и ввод в действие правовых, финансовых и организационных механизмов по созданию условий, благоприятствующих укреплению института семьи, рождению и воспитанию в семье 2-3 и более детей, повышению престижа материнства и отцовства, обеспечивающих снижение смертности и повышение продолжительности жизни, а также упорядочение и оптимизацию миграции:
• практическая реализация мер в соответствии с планом мероприятий по реализации I этапа (2006-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России;
• разработка и реализация региональных Планов первоочередных мер, направленных на решение наиболее остро стоящих демографических проблем в конкретных субъектах Российской Федерации;
• реализация иных мер в соответствии с планом мероприятий по реализации I этапа (2006-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России.
II этап (2011-2015 гг.)
Реализация мер на I этапе создаст условия для снятия остроты демографического кризиса, для формирования правовой, организационной и финансовой базы, обеспечивающей дальнейшие действия, направленные на поддержку и закрепление позитивных тенденций, которые в случае полной реализации мероприятий I этапа могут быть сформированы к началу 2011 года.
На этом этапе требуется проведение дальнейшей работы, в том числе:
• оценка результатов выполнения мер и эффективности реализованных в соответствии с планом мероприятий по реализации I этапа (2006-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России;
• дальнейшее развитие комплекса мер, реализуемых на I этапе;
• порегионное корректирование приоритетов реализации мер Национальной программы с целью охвата указанными мерами, в первую очередь, субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией;
• совершенствование организационного механизма управления демографической и семейной политикой, взаимодействия всех министерств и ведомств, участвующих в реализации Национальной программы, контроля за исполнением принятых решений.
Конкретные меры по реализации II этапа Национальной программы (2011-2015 гг.) в данном документе не закладываются, а будут разработаны на основе результатов реализации I этапа Национальной программы.
10. Финансовое обеспечение Национальной программы
10.1. Источники финансирования:
Федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные фонды (Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования).
10.2. Объемы финансирования по этапам Национальной программы
По экспертным оценкам, объем целевого финансирования на I этапе (2006-2010 гг.) Национальной программы должен составить начиная с 2007 г. около 560 млрд. руб. ежегодно , то есть 2 % ВВП (экспертная оценка стоимости реализации первого этапа прилагается), имея в виду прогнозируемый на 2007 г. уровень ВВП приблизительно в 28 триллионов рублей.
Предлагаемый размер финансирования в 2 % от ВВП (560 млрд. руб.), примерно соответствующий общеевропейским стандартам затрат на выплату семейных пособий и компенсаций, составляет расчетную ежегодную стоимость затрат на реализацию всей настоящей Национальной программы в целом . При этом совершенствование, собственно, системы государственных семейных пособий (раздел 1.3 Плана мероприятий) составляет 160-165 млрд. дополнительных ежегодных расходов (к уже существующим в настоящее время на эти нужды, в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Объемы финансирования II-го этапа Национальной программы (2011-2015 гг.) будут рассчитаны по результатам реализации ее I-го этапа.
Часть расходов по реализации мер, заложенных в данной Национальной программе, будет покрыта через финансирование реализуемых Национальных проектов в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, а также в рамках действующих федеральных целевых программ.
11. Организационное обеспечение Национальной программы
11.1. Разрабатываемые в рамках и в обеспечение Национальной программы государственные программы и концепции
Цели и задачи Национальной программы, наряду с конкретными мерами государственной политики в области демографического развития России реализуются посредством принятия необходимых федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, подзаконных актов, формулируются и вводятся Указами Президента Российской Федерации, в том числе, в виде государственных доктрин и концепций, утверждаются в форме федеральных и региональных целевых программ.
11.2. Основные исполнители Национальной программы
Основные исполнители Национальной программы - Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
Непосредственную координацию реализации Национальной программы может осуществлять создаваемое в рамках и в обеспечение Национальной программы Федеральное агентство по демографической и семейной политике при Правительстве Российской Федерации.
Эффективное выполнение настоящей Национальной программы и успешная реализация системы заложенных в нее мероприятий возможны только при условии активного взаимодействия органов исполнительной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Предусматривается также участие в реализации настоящей Национальной программы в пределах своей компетенции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе следующих:
• Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
• Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации;
• Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
• Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
• Министерство финансов Российской Федерации;
• Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия,
• Федеральное агентство по физической культуре и спорту;
• Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
• Министерство юстиции Российской Федерации; Федеральная регистрационная служба;
• Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральная миграционная служба;
• Министерство иностранных дел Российской Федерации;
• Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
К реализации настоящей Национальной программы также привлекаются научные организации, гражданское общество (общественные объединения, профессиональные союзы, средства массовой информации и др.).
Национальная программа осуществляется во взаимодействии с религиозными организациями исторически представленных в России традиционных религий.
11.3. Контроль за исполнением Национальной программы
Контроль за исполнением Национальной программы осуществляет Правительство Российской Федерации.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СТОИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОГО ЭТАПА (2006-2010 гг.) НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
1. Реализация Национальной программы демографического развития России требует финансирования в объеме, необходимом и достаточном для эффективного построения государственной демографической и семейной политики и реального достижения заявленной цели - стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне
140-142 млн. человек и создания условий для ее последующего роста с 2030 г.
Можно привести прикидочные экспертные оценки, позволяющие оценить масштаб планируемых затрат.
Предлагаемая Национальная программа, по экспертным оценкам, потребует на I этапе, начиная с 2007 г., затрат (включая выпадающие доходы) в объеме порядка 560 млрд. руб. в год (2 % ВВП, имея в виду прогнозируемый на 2007 г. уровень ВВП в 28 триллионов рублей).
Предполагаемая структура расходов отражена в таблице:
Номер в таблице мер по
I этапу Мероприятия Дополнительные затраты на реализацию,
млрд. руб. в год Примечания
1. Приоритетное направление "Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства" 339-344
дополнительных расходов
+ 81
выпадающих
доходов
В том числе:
1.1. Государственная помощь семьям, имеющим детей, в решении жилищных проблем. 77
1.2. Изменение размера ставки стандартного налогового вычета на детей и условий действия налоговой льготы. 57
выпадающих
доходов
1.3. Совершенствование системы государственных семейных пособий. 160-165
1.4. Предоставление матери в связи с рождением второго и каждого последующего ребенка "базового материнского капитала" в сумме
250 000 руб. 160-165
1.5. Совершенствование иных мер поддержки семей с двумя и более детьми. 30 дополнительных расходов
+ 24
выпадающих
доходов
1.6. Реализация мер по формированию в обществе нравственных, в том числе семейных, ценностей, установки на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми. 6
1.8. Повышение доступности образования для семей, имеющих детей. 30
1.9. Обеспечение работникам, на иждивении которых находятся дети, возможности сочетания выполнения трудовых обязанностей и выполнения обязанностей, связанных с воспитанием детей. 5
1.10. Меры по совершенствованию системы социально-психологической и информационной поддержки семей. 3
1.11. Разработка и реализация дополнительных мер по обеспечению воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 18,2
1.12. Поддержка государством общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере поддержки семьи, ответственного родительства, защиты прав и законных интересов детей и молодежи, пропаганды нравственных, в том числе семейных, ценностей. 10
2. Приоритетное направление "Улучшение здоровья и снижение смертности". 114 дополнительных расходов + 2 выпадающих доходов
В том числе:
2.1. Охрана здоровья детей и молодежи. 5
2.2. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения. 25 дополнительных расходов
+ 2
выпадающих
доходов
2.3. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на снижение уровня смертности населения, в том числе от травм и отравлений. 2
2.4. Разработка и реализация мер, направленных на формирование здорового образа жизни населения 16
2.5. Разработка и реализация мер по снижению травматизма на дорогах и обеспечению безопасности дорожного движения. 5
2.6. Реализация мер по повышению качества питания в Российской Федерации. 61
3. Приоритетное направление "Совершенствование миграционной политики Российской Федерации и стимулирование репатриации соотечественников в Российскую Федерацию". 20
Предлагаемый размер финансирования в 2 % от ВВП (560 млрд. руб.), примерно соответствующий общеевропейским стандартам затрат на выплату только семейных пособий и компенсаций, составляет расчетную ежегодную стоимость затрат на реализацию всего настоящего Национальной программы в целом . При этом совершенствование собственно системы государственных семейных пособий (раздел 1.3 Плана мероприятий по реализации I-го этапа) составляет 160-165 млрд. руб. в год дополнительных ежегодных расходов (к уже существующим в настоящее время на эти нужды, в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Приведенные финансовые расходы рассчитаны на реализацию первоочередных мер, заложенных в I-ом этапе реализации Национальной программы (2006-2010 годы).
При формировании бюджета Национальной программы не учитывались расходы, заложенные в Национальные проекты, связанные со здравоохранением и доступным жильем, федеральные целевые программы, действующие на начало 2006 года, либо планируемые к утверждению в течение 2006 года (поскольку предлагаемый план мероприятий не дублирует позиции, входящие в указанные Национальные проекты).
Ряд предлагаемых мероприятий (формирование нормативной правовой базы, разработка целевых программ и пр.) не требует дополнительных финансовых расходов, поскольку их реализация входит в функциональные обязанности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов власти местного самоуправления. Данное замечание касается блоков Национальной программы, связанных с созданием условий для повышения рождаемости и улучшения здоровья населения.
Часть расходов по реализации мер, заложенных в данной Национальной программе, будет покрыта через финансирование существующих Национальных проектов, а также в рамках действующих федеральных целевых программ. В частности, основная нагрузка по решению проблем укрепления здоровья населения и снижения смертности ложится на осуществляемый Национальный проект в сфере здравоохранения, а также на реализацию мероприятий федеральных целевых программ, направленных на снижение сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, а также заболеваний социального характера ("Вакцинопрофилактика", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России", "Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)", "Меры по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем").
Приоритетное направление "Совершенствование миграционной политики Российской Федерации и стимулирование репатриации соотечественников в Российскую Федерацию" на I-ом этапе не требует дополнительных бюджетных расходов. Реализация данного направления в 2006-2007 гг. сведется к созданию нормативно-правовой базы (принятие законов, разработка государственных программ, научное обоснование, мониторинг и т.д.).
В паспорте Национальной программы намеренно не приводится полный детализированный расчет стоимости ее реализации, поскольку такой расчет должен производиться после утверждения перечня мер.
Объемы финансирования II-го этапа Национальной программы (2011-2015 гг.) должны рассчитываться с учетом результатов реализации I этапа.
В разделе "Организационные меры по созданию условий для реализации Национальной программы демографического развития России" Плана мероприятий по реализации I этапа (2006-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России закладываются следующие расходы на 2006-2007 гг. (остальные мероприятия реализуются в этот период в виде создания нормативно-правового обеспечения):
Номер в таблице мер по I этапу Мероприятия Дополнительные затраты на реализацию в млрд. руб. в год, начиная с 2007 г.
Примечания
4.1.2. Создание Федерального агентства по демографической и семейной политике при Правительстве Российской Федерации. 0,1
4.1.3. Создание при Федеральном агентстве по демографической и семейной политике Государственного научно-исследовательского института по демографии и семейной политике. 0,1
4.1.4. Создание в аппаратах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах структурных подразделений, курирующих вопросы демографической ситуации в округе и реализации государственной демографической и семейной политики. 0,07
4.3.2. Учреждение и проведение ежегодного государственно-общественного Общероссийского форума (конференции) по семейным и демографическим проблемам. 0,03
При этом финансирование Национальной программы предполагает использование всех возможных источников: федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, а также внебюджетных источников и др.
2. Указанные расходы по реализации Национальной программы демографического развития России, обеспечивающие, по существу, выживаемость России и сохранение ее суверенитета и территориальной целостности, а также производственного и интеллектуально-научного потенциалов, меньше сумм затрат развитых демократических государств на аналогичные цели.
Страны Северной Европы - Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания, а также Люксембург и Германия расходуют на семейные пособия более 3% валового внутреннего продукта (2003 г.). В Бельгии, Франции и Исландии эти расходы составляют от 2 до 3% ВВП. Бюджет Департамента по делам семьи и социальной защиты Ирландии составлял в 2002 г. около 9,52 миллиардов . (около 324 млрд. рублей - пересчет по курсу 34 руб. за 1; население -
4,15 млн. чел., суммарный коэффициент рождаемости - 1,9; сюда включены: помощь по безработице, болезни, материнству, уходу, вдовству, отставке и старости). Бюджетное послание Президента США Дж. Буша на 2005 г. включало широкие инициативы по формированию ориентации на здоровый образ жизни в зарегистрированном браке. Предусматривалось: увеличение до 270 млн. долларов расходов на финансирование программ, поощряющих подростков воздерживаться от раннего начала сексуальной жизни; выделение 240 млн. долларов на программу по поддержке браков и ограничения внебрачных рождений; фонд в размере 120 миллионов долларов на исследования и пилотные программы, связанные с поддержкой брака; выделение 50 миллионов долларов на поддержку ответственного отцовства.
Разработчики
Разработка проекта Национальной программы демографического развития была инициирована Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" осенью 2004 г., когда под ее эгидой были консолидированы лучшие экспертные силы в области демографии, права, социальной защиты и семейной политики. На церковно-общественном форуме "Духовно-нравственные основы демографического развития России", прошедшем 18-19 ноября 2004 г., было проведено общественное обсуждение основных проблем и направлений преодоления демографического кризиса в нашей стране.
Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" сумела объединить интеллектуальные ресурсы и организовать работу над проектом. Многие блоки мер и их обоснования были представлены членами этой организации. "Деловая Россия" скоординировала усилия целого ряда научных групп в различных регионах страны, от которых были получены ценные предложения и замечания по проекту.
В течение 1,5 лет были проведены необходимые обеспечивающие научные исследования, дополнительные мониторинговые замеры и экономические расчеты, выработаны прогнозы демографического развития при различных условиях.
Несколько позже к координации проекта подключились Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, ряд научных учреждений.
В конечном итоге совокупность предлагаемых антикризисных мер по преодолению катастрофической демографической ситуации была реализована в виде представленной Национальной программы демографического развития России.
Национальная программа была обсуждена на нескольких специально проведенных круглых столах с привлечением экспертов, в том числе на круглом столе "Политика демографического роста" 21 декабря 2005 г. в РИА "Новости", где был представлен доклад, подготовленный "Деловой Россией", а также в процессе ряда тематических совещаний с ведущими экспертами страны. К настоящему времени проект превратился в общенациональный, в том смысле, что в широком обсуждении предлагаемых мер сегодня принимают участие ученые из многих регионов страны, политики, предприниматели.
Список экспертов - основных разработчиков прикладной части проекта Национальной программы демографического развития России:
• Рыбаковский Леонид Леонидович - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН;
• Елизаров Валерий Владимирович - кандидат экономических наук, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
• Архангельский Владимир Николаевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
• Рязанцев Сергей Владимирович - доктор экономических наук, профессор Института социально-политических исследований РАН;
• Иванова Алла Ефимовна - доктор экономических наук, профессор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России;
• Ульянов Алексей Сергеевич - кандидат экономических наук, доцент МГИМО и ГУ-ВШЭ, заместитель начальника Управления Федеральной антимонопольной службы;
• Надоршин Евгений Рафхатович - главный экономист Инвестиционного банка "ТРАСТ", магистр экономики Университета "Эразмус" (Нидерланды);
• Экономов Кирилл Аркадьевич - эксперт ООО "Деловая Россия" по демографии и трудовым ресурсам;
• Панибратцев Андрей Викторович - доктор философских наук, профессор, начальник информационно-аналитического отдела Института научных исследований и информации Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Существенный вклад в разработку и обсуждение проекта Национальной программы внесли:
• Савченко Евгений Степанович - губернатор Белгородской области;
• Герасименко Николай Федорович - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья.
Проект Национальной программы получил положительные заключения и поддержку ряда авторитетных научных и образовательных учреждений, в том числе:
• Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
• кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (заведующий кафедрой, профессор, доктор философских наук А.И. Антонов и др.);
• кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (заведующий кафедрой, член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор Г.В. Мальцев и др.);
• кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии (заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Н.А. Михалева);
• кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (доктор юридических наук, профессор П.Р. Кулиев);
• Института социально-политических исследований Российской академии наук;
• Уральской академии государственной службы (доктор социологических наук, профессор А.И. Кузьмин);
• Центра демографических исследований (И.И. Белобородов).
Положительные отзывы были получены от многих известных ученых (судья Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор М.В. Баглай и др.), от крупнейших религиозных организаций России, прежде всего от Русской Православной Церкви (председатель Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископ Костромской и Галичский Александр; архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий), от общественных объединений.
Проект Национальной программы демографического развития России прошел процедуру общественного одобрения Общественной Палаты Центрального федерального округа.