Всеволод Овчинников: К 2100 году население Японии может уменьшиться вдвое

Японки стали позже выходить замуж. Средний возраст невест за полвека увеличился с 22 до 28 лет. Да и после свадьбы женщины не спешат рожать. Ибо в Стране восходящего солнца как нигде трудно сочетать служебную карьеру с домашними делами, с воспитанием детей. У японцев сослуживцы допоздна засиживаются на работе. А детских учреждений, где малыша можно оставлять после шести вечера, тем более на пятидневку, практически нет.

В результате если в США работают по найму две трети замужних женщин, то в Японии - менее половины. Доля японок на управленческих постах в бизнесе составляет лишь 10 процентов, тогда как доля американок - 46 процентов. С будущего года, когда достигнет пенсионного возраста поколение послевоенного "бэби-бума", а на рынок труда поступает все меньше молодежи, в стране обострится нехватка рабочих рук. И нанимателям придется создать более привлекательные условия для женщин, чья зарплата все еще остается ниже мужской, кардинально улучшить систему дошкольных детских учреждений.

Другой аспект демографической проблемы Японии - стремительное старение нации. За послевоенные годы на 30 лет увеличилась средняя продолжительность жизни. По этому показателю Страна восходящего солнца вышла на первое место в мире. Полвека назад в Японии (как нынче в странах "третьего мира") примерно половину населения составляли дети до 15 лет и около пяти процентов - пожилые люди старше 65 лет.

Теперь же это соотношение кардинально изменилось. Доля детей уменьшилась до 14 процентов, тогда как доля стариков увеличилась почти до 20 процентов. В Японии ныне насчитывается почти 25 миллионов "седовласых трудоголиков", а через пару десятилетий их может стать в полтора раза больше, то есть уже 30 процентов жителей.

Как отмечает Всемирная организация здравоохранения, японцы не только дольше всех живут (средняя продолжительность жизни - 85 лет у женщин, 78 у мужчин), но и держат мировое первенство по срокам трудовой активности. 72 процента японцев продолжают работать после 65 лет, тогда как среди французов и англичан эта категория пожилых людей не превышает 17 процентов. Иногда такое желание каждый день уезжать на работу объясняют плохими жилищными условиями.

При сложившейся в Японии системе пожизненного найма зарплата сотрудника зависит от стажа. Поэтому фирмы стремились заменять великовозрастных сотрудников низкооплачиваемой молодежью. Но обострившаяся нехватка рабочих рук побуждает предпринимателей отодвигать срок обязательного ухода своего персонала на пенсию до 65 и даже до 70 лет. Так что количество "седовласых трудоголиков" будет и дальше расти.

Японцы считают, что пожилому человеку нужно, во-первых, быть здоровым и, во-вторых, экономически независимым. Что касается здоровья, то первое место в мире по продолжительности жизни говорит само за себя. А в пользу экономической независимости свидетельствует традиция откладывать из текущих доходов на старость втрое больше, чем американцы и европейцы. В итоге японцам старше 65 лет, которые составляют 20 процентов населения, принадлежит 40 процентов всех личных сбережений.

Преодолеть нехватку рабочей силы за счет "седовласых трудоголиков" легче, чем остановить сокращение численности населения. А вот о мерах стимулирования рождаемости в правящих кругах Токио пока не слышно.