Так было сказано в президентском Послании далекого уже 2000 года. Каждая фраза из приведенной цитаты стала конкретным поручением правительству и региональным властям. В том же 2000 году правительство приняло Концепцию демографической политики Российской Федерации до 2015 года. Так почему же через 6 лет Владимиру Путину пришлось не просто вернуться к демографической проблематике, но и попытаться ее конкретизировать в предлагаемых мерах? Да потому что - давайте не прятаться за округлые фразы - за 6 лет ровным счетом ничего не произошло. Более того - сейчас демографическая проблема была названа не просто одной из тревожных, а самой острой для современной России.
А теперь хотел бы вернуться к анализу заданий, поставленных президентом в этом году. Очень уж много там тонкостей, которые надо учесть, и рисков, которых стоило бы избежать.
Например, предложено повысить пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 700 рублей до 1500 рублей в месяц на первого ребенка и до 3000 рублей - на второго ребенка. Надо уточнить, что это касается не работавших до родов женщин. Среди них можно выделить несколько основных категорий: студентки, профессиональные домохозяйки (чаще всего - из традиционных исламских семей и жены военнослужащих) и, к сожалению, маргиналы.
Что касается студенток, то вероятность рождения второго ребенка во время учебы у них минимальна. В традиционных исламских семьях число детей никак не связано с материальным положением, но дополнительные 1500 и 3000 рублей станут неплохой добавкой к семейному бюджету. Вот только вопрос: а что будут платить на третьего, четвертого и дальнейших детей? Для республик Северного Кавказа это весьма актуально. Пожалуй, активизируются с точки зрения рождения второго ребенка жены военнослужащих, тем более, если жалованье их мужей будет, как обещано, ощутимо расти. Но и здесь не надо строить иллюзий. Многие крепкие семьи настроены на двухдетную семью. Но они зачастую откладывают рождение второго ребенка до момента, когда, например, первый ребенок пойдет в детсад или офицер-муж получит денежную прибавку в связи с карьерным ростом. Теперь, возможно, в таких семьях второй ребенок будет появляться на свет быстрее и будет отмечен некоторый рост абсолютных цифр рождаемости. При этом коэффициент рождаемости (число рождений на одну женщину) никак не изменится, то есть перелома в демографическом поведении семьи не произойдет.
Меня особенно беспокоит маргинальная часть неработающих женщин. Что скрывать - это те, кто ведет асоциальный образ жизни. 3000 рублей в месяц - в провинции это зачастую хороший заработок, достающийся тяжким трудом. Тем самым может возникнуть мощный стимул родить и первого, и второго ребенка для получения заветных денег, которые будут потрачены на что угодно, только не на собственных детей. Тут, видимо, пора подумать о подписании специального договора между такого рода мамочкой и местной властью, в котором одна сторона обязуется деньги выплачивать в полном объеме в срок, а другая - тратить их по прямому назначению. В случае, если родительница окажется недобросовестной матерью, в соответствии с договором она может быть лишена государственных выплат. Жестоко? А детей из таких "семей" не жалко?
Еще один вопрос, который меня беспокоит. Ребенку исполнилось 1,5 года, а его мать так и не пошла работать. Учитывая, что ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста 16 лет (а при продолжении обучения - до 18 лет) всего 70-150 рублей в зависимости региона проживания, это означает существенное падение уровня жизни в таких семьях. Кстати, такого рода "американские горки" в размере государственной помощи могут сыграть роль антистимула при принятии решения о рождении второго ребенка для небогатых, но добросовестных родителей. К сожалению, так ничего и не сказано по поводу дальнейшей судьбы этого пособия, ответственность за установление размера и выплату которого передана субъектам Российской Федерации.
Владимир Путин абсолютно справедливо указал на необходимость повышение заработной платы приемному родителю. Но меня смущают цифры: было 1-1,5 тысячи, предлагается - 2,5 тысячи рублей в месяц. Для коренного перелома в деле ликвидации интернатных учреждений надо, на мой взгляд, платить не ниже средней оплаты труда по региону. Вот тогда появится возможность выбирать в приемные родители наиболее достойных и подготовленных.
Наконец, хочу выразить свое искреннее восхищение идеей о "первичном материнском капитале". Но всякая новация рождает множество вопросов на уточнение, на которые требуется ответить и оперативно, и в то же время исчерпывающе. Кстати, при рождении третьего и последующих детей никакого материнского капитала не предусмотрено, что выглядит нелогичным и социально несправедливым. Ведь, как известно из демографической теории, для расширенного воспроизводства населения средняя женщина должна родить больше 2 детей, чтобы компенсировать неизбежную бездетность части родительских пар. Сейчас число таких рождений в целом по России - 1,3.
Понятно, что заявленные 250 тысяч рублей ни при каких условиях не могут быть выданы наличными. Вариантов их использования три: ипотека или другие схемы кредитования при приобретении жилья, обучение детей и пополнение накопительной части пенсии матери второго ребенка. Если с жильем многое понятно, то на какой вид обучения можно потратить эти деньги: детский сад, специальная школа, вуз? Можно ли будет при определенных условиях использовать эти деньги на обучение первого или третьего ребенка? В какой момент женщина может отправить свой капитал на умножение накопительной части своей пенсии? Как только ребенку исполнилось три года, или только когда невозможно будет потратить эти деньги на другие цели? Список вопросов, на которые пока нет ответа, можно продолжать.
И последнее. В зубах навязли ритуальные фразы о гражданском контроле за реализацией социально значимых решений. А воз и ныне там. Не пора ли в рамках административной реформы задуматься о создании общественно-государственного органа, который, обладая распорядительными, властными полномочиями, отвечал бы за формирование и реализацию демографической политики в нашей стране? Очень не хотелось бы, чтобы президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию и в 2016 году определил демографию в качестве кризисной точки развития.